Ну никак не получается назвать националистов преступниками. За последние две недели российские суды три раза могли, но так и не вынесли ни одного приговора по обвинению по статье 282 — за разжигание национальной розни и всего из этого вытекающего. 282-я стоит, как заговоренная.
Осужденный на 13 лет Александр Копцев (пытавшийся убить 9 человек и на суде объяснявший, что убил бы больше, потому что евреи), оказывается, не имеет к национальной вражде никакого отношения. Убийц 9-летней таджикской девочки признали виновными только в хулиганстве, за что и дали от 3 до 6 лет. А по приговору «Белому братству», в котором опять-таки не упоминается 282 статья, получается, что скины убивали гастарбайтеров… из корыстных побуждений.
А ничего удивительного. У обвиняемых есть адвокаты. И если следствие допускает промашку, то они ею пользуются. Ведь важно не просто доказать злой умысел экстремиста или расиста, а сделать это правильно, с соблюдением всех процессуальных норм. Есть нарушение в процессе следствия — и суд уже не принимает неправильно добытое доказательство.
По всей стране сейчас открыты дела против националистов и экстремистов. В неофициальной беседе наш источник в Генпрокуратуре намекнул: сейчас взялись за тех, кто был на виду, кто сам привлек к себе внимание. То есть ни о какой системной борьбе с экстремизмом и ксенофобией речь не идет — так, компанейщина. А значит, надежды на то, что 282-я наконец заработает, по-прежнему не много: доказывать преступления по этой статье конвейерным способом невозможно.
Способ 1
В Челябинске прокуратура занялась газетой экс-нацболов Назарова и Герасимова — «Парабеллум». В ней соавторы упражнялись в литературном «трэше» в стиле «падонков» с Udaff.com. Один из текстов «Парабеллума» описывает избиение кавказца. За это Назарову и Герасимову предъявили «разжигание» по 282-й статье УК. Спора нет, печатать всякую мерзость в СМИ — значит, злоупотреблять свободой слова. Но закон предписывает порядок действий в подобных случаях: предупреждение газете, отзыв лицензии, экспертиза текстов, суд. С челябинскими «падонками» эти «церемонии» опустили. А значит, в суде дело развалится.
Способ 2
Питерец Анатолий Михайлов стал подозреваемым в убийстве Тимура Качаравы. Он заявил в Интернете, что с удовольствием поучаствовал бы в этом преступлении. Теперь сидит в «Крестах». Он написал гадости. Но словесный понос — не основание для обвинения в убийстве. Адвокатам остается доказать алиби.
Способ 3
В районном центре Знаменск Астраханской области арестован местный координатор ЛДПР журналист Игорь Могилев. Прокуратура считает, что его журналистские работы могли нести в себе элементы разжигания межнациональной розни. На вопрос «Re:Акции», а ранее адвоката и матери Могилева: «На основании чего арестовали?» следователь Знаменской городской прокуратуры Дмитрий Мироненко путано объяснил, что есть акт, но «скоро из Волгограда приедет целая научная экспертиза (?) на исследование текстов Могилева». По закону экспертизу его текстов нужно было провести до ареста, в присутствии подозреваемого, чтобы он мог дать пояснения.
Но Могилеву предъявлено обвинение и по ст. 282 УК ч. 2 п. «а» — «межнациональная рознь, сопряженная с применением насилия или угрозы его применения». Следователь Мироненко пояснил: «Могилев в период времени с 2003 по 2004 год, имея умысел на возбуждение межнациональной ненависти и вражды, собрал около 25 человек, которые проследовали к церкви поселка Капустин Яр Ахтубинского района Астраханской области. После высказываний о низшем происхождении казахской национальности, Могилевым было отдано указание о причинении телесных повреждений лицам казахской национальности». На вопросы адвоката «Как понимать «период времени с 2003 по 2004 год»? Казахов два года били? Где пострадавшие, заявители, свидетели?» следователь Мироненко ответить не смог.
В связи с многочисленными нарушениями в ходе расследования дело Могилева взяла на контроль Генпрокуратура РФ.
Способ 4
Квартиру Алексея Сафина, руководителя калининградского отделения «Движения против нелегальной иммиграции», взял штурмом отряд из 30 спецназовцев. Обыск решили провести. Дома были жена и двухлетняя дочь. Сам Сафин все это время находился в командировке, по возвращении в Калининград был задержан в аэропорту, допрошен и отпущен.
«Мою жену вызвали в прокуратуру Центрального района, где старший следователь Бушуев Денис Валерьевич требовал дать показания о моей экстремистской деятельности», — рассказал корреспонденту «Rе:Акции» Алексей Сафин.
Коллеги следователя Бушуева объяснили корреспонденту «Rе:Акции», что прокуратура вменяет в вину Сафину участие в «антиисламской кампании в городе Калининграде».
Даже если Сафин виноват, это не повод требовать показаний против него от родственников — запрещено законом. Появятся такие показания в переданных в суд материалах, и станет уже неважно, любит Сафин мусульман или активно ненавидит. Приговора не будет.