Первая в истории человечества космическая туристка отдыхала перед началом своего путешествия на МКС, а в Москве на записи ток-шоу «Культурная революция» бушевали страсти: нужен ли нашей стране космос и какой. Композитор Александр Журбин утверждал, что летать на Луну должны шальные американские миллионеры, не отвлекая российскую экономику от повышения уровня нашего благосостояния; а трио космических специалистов во главе со Светланой Савицкой защищало звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.
Дискуссия развивалась сложно. Одна сторона напирала на героическую историю советской космонавтики, говорила об идеях философа Федорова и негодовала на посягательства нуворишей с их грязными деньгами, опошляющими вечное стремление человека к звездам. Другая отстаивала метропольный статус Земли в представлении человечества о Вселенной, обижалась на утилитарный подход специалистов к пользе космической съемки и добыче гелия на Луне и тоже требовала убрать руки прочь от мечты.
Противоположности смыкались и с каждым следующим аргументом любого из участников выбрать одну из двух платформ становилось все сложнее. В отдаленной галактике мозга еще вспыхивали сверх-не-новые мысли о том, что подсадка экскурсанта-любителя на попутный космический катер не мешает напичкать трюм судна всей важной для фундаментальных наук и добывающих отраслей аппаратурой. Но спор-то был идейный.
Дошло дело и до Мадонны, звезды земного масштаба, и до слухов о ее надвигающемся круизе на околоземную орбиту по путевке туристического агентства Роскосмос. При известии о том, что Мадонна может слетать на МКС уже в 2009 году, специалисты от космоса возмутились так, словно поп-звезда готовилась украсть из космоса любимый метеорит Циолковского. Похоже, инициатива либерал-демократа Алексея Митрофанова, предложившего Госдуме рассматривать вопрос полета Мадонны на депутатском уровне, была не лишена оснований, и без принятия специального закона звезд к звездам с Байконура отправлять не будут.
Тем временем до меня дошла очередь говорить. Так принято в этом почтенном собрании под названием «Культурная революция»: пришел — должен против кого-то дружить. Неловкость состояла в том, что я, наоборот, был согласен с обеими сторонами: и с теми, кто требовал развития отечественной космонавтики, и с теми, кто ратовал за космический туризм. Как-то, было дело, один хороший человек подарил мне на день рождения звезду. Пошел в специальное место, назвал звезду 15-й величины в каком-то сложном созвездии именем «Степанов», получил удостоверяющий это сертификат в рамочке и вручил мне. Поэтому, решил я, звездам я не чужд, хоть и не космонавт и не мечтал им быть в детстве, в отличие от нормального россиянина (кстати, а действительно ли все мечтают?). И я сказал Михаилу Швыдкому, и космофилам, и космофобам, что на Венере должны расти помидоры, а в космос должно летать как можно больше миллионеров, чтобы рынок насытился и услуга подешевела.
Между прочим, заметил я собравшимся с немотивированной укоризной, уже достигло детородного возраста поколение, для которого полет человека в космос — аксиома, и романтическое «Я подарю тебе Луну» — не просто фигура речи.
Ирано-американская бизнесвумен Аньюша Ансари готовилась проснуться. По пути к звездам ей предстояло решить сложнейшую задачу: по гагаринской традиции, все отбывающие в космос с Байконура останавливаются в степи и справляют малую нужду на правое заднее колесо автобуса.