Меня пригласили на заседание «Русского клуба». Это — открытая площадка для дискуссий по национальным вопросам, проходящая в рамках «Русского проекта «Единой России». Сам «Русский проект» создан в феврале 2007 года для того, чтобы эксперты, политологи, писатели и журналисты попытались ответить на так называемые русские вопросы: в чем уникальность русской цивилизации, кого считать русским, а кого — нет. Несмотря на бренд «Единой России», на заседания «Русского клуба» собираются представители разных политических сил, зачастую диаметрально и весьма радикально настроенных… Мысли, прозвучавшие за столом, затем плавно перетекают в статьи, проекты и законодательные инициативы.
Я время от времени бываю на «Русском клубе» — в качестве «голоса молодых». Поначалу было странно в обществе докторов и кандидатов наук, людей, книги которых наверняка будут включены в программы философских и культурологических факультетов. Особый трепет я ощутила, когда на одно из заседаний, посвященное проблемам местного самоуправления, пришел живой классик, известный писатель и философ Сергей Георгиевич Кара-Мурза. Ну куда мне, подумала, после таких авторитетов свои не наполненные терминологией соображения транслировать? Но ничего, со временем привыкла. Даже поняла, что отсутствие регалий и знаний не лишает тебя права высказываться по актуальным политическим вопросам.
А вопрос, поднятый на последнем «Русском клубе», был именно таким. Северный Кавказ, проблемы русскоязычного населения на Кавказе и проблемы ассимиляции кавказцев в больших городах. В отличие от неторопливых бесед прошлых заседаний, немного оживляющихся лишь под конец, жаркие дебаты начались сразу после вступительной речи ведущего. Споры продолжались в течение трех часов.
Писатель Дмитрий Володихин призывал возродить казачество, дав ему землю в собственность и разрешив носить оружие. Философ Константин Крылов говорил о том, что агрессивность кавказских диаспор вызвана прежде всего пассивностью и потаканием властей. Публицист Павел Святенков считал, что наша задача — содействовать ассимиляции выходцев с Кавказа, а не держать их в диаспорах. Весьма пессимистичный взгляд высказал редактор альманаха «Искусство войны» Илья Плеханов: «Кавказ мы почти уже потеряли, и ситуация не изменится, пока не исчезнут экономические причины, а сами русские не поймут, что наше призвание не торговать, а воевать и строить». А политолог Михаил Ремизов отметил, что из «кавказцев», между которыми стираются грани, разделяющие на отдельные народы, формируется «антисистема», специально нацеленная на противостояние России и русским. Модератор «Русского клуба» Егор Холмогоров с трудом сглаживал острые углы, успокаивая оппонентов.
Наконец консенсус был достигнут: с «кавказцами» необходимо покончить. Чтобы говорить об общих культурных ценностях, не стоит делить всех на два лагеря — кавказцев и русских, своих и чужих. Главная задача для русских, если мы хотим, чтобы Кавказ оставался и процветал в составе России, — наладить диалог с каждым из народов. Казалось бы, Америку не открыли и велосипеда здесь не изобрели. Но то, что очень разные люди постепенно обнаруживают точки соприкосновения, может серьезно повлиять и на формирование общественного мнения, и на появление новых законотворческих инициатив.