По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
Не так много времени осталось до президентских выборов на Украине. Велика вероятность, что главными конкурентами в борьбе за пост президента станут действующий президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко. Ющенко рассчитывает на самостоятельное продолжение политической карьеры, о чем пытается дать знать всеми своими действиями. Но и Тимошенко не отказывается от своих притязаний на высший государственный пост. В условиях катастрофически низкого рейтинга действующего президента, фактической победы на парламентских выборах и консолидации бывшего «оранжевого лагеря» вокруг своей персоны амбиции леди Ю не кажутся завышенными. И все чаще Тимошенко играет в свою игру без оглядки на бывшего соратника по «оранжевому лагерю», с чем Ющенко смириться не может. Такая конкуренция все чаще стала выливаться в открытые аппаратные противостояния, когда президент и премьер принимают взаимоисключающие решения. В такой ситуации стороны стараются воспользоваться любым поводом и вступают в регулярные бои за увеличение собственного политического веса. Достижение договоренностей с Россией — главный приз с голосами избирателей пророссийских регионов.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути».
Новый газовый конфликт начался с того, что в украинском правительстве и НАК «Нафтогаз Украины» сменилась власть и Тимошенко заявила, что газовый баланс компании на новый год еще не сверстан и, следовательно, договоренности будут пересмотрены. Все обернулось газпромовским ультиматумом: или Украина оплачивает долги, или Россия перекрывает газ. Президент Ющенко поручил премьеру Тимошенко оперативно разобраться с газовой проблемой. Однако две попытки подопечных Тимошенко не увенчались успехом. Тогда договариваться в Москву отправился сам Ющенко. И договорился, обойдясь без главы украинского правительства. Достижение договоренностей Юлия Тимошенко поспешила назвать «победой Украины».
Черный брат ответил: «Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!»
Но не зря славится Юлия Тимошенко своей непредсказуемостью. В письме, которое премьер направила президенту, говорилось, что кабинет министров намерен выполнять большинство из достигнутых соглашений, затеяв собственную газовую игру. Сначала леди Ю традиционно обвинила в грабеже действующих участников схемы поставок на Украину. Затем предложила вообще обойтись без посредников, выступив борцом с коррупционными схемами.
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Таким образом, как и в 2005 году, газовые проблемы стали формой и поводом к столкновению. Сколько стоит газ, сколько надо оплатить, в какие сроки и за какие объемы — вокруг этого разыгрывается конкуренция за полномочия президента и премьер-министра Украины. «Не было бы этих вопросов — были бы другие. Президент считает, что он верховная власть, верховный судья на Украине и может принимать любые решения, и если он их принял, то они должны выполняться; а премьер считает, что это так и не так одновременно и что политика имеет свои собственные права, на которые президент не должен посягать», — прокомментировали ситуацию в Институте стран СНГ. Как бы то ни было, но бои в верхах очень сильно бьют по репутации Украины и ставят под сомнение способность Украины к сотрудничеству и к выполнению взятых на себя обязательств, в том числе перед Россией.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Кто из заклятых друзей по «оранжевой коалиции» одержит победу во «внутривидовой борьбе», не так уж важно. Скорее всего, ситуация не разрешится вплоть до назначенных на конец 2009 года президентских выборов, в которых кроме Ющенко и Тимошенко примет участие и лидер самой многочисленной парламентской партии — «Партии регионов» — Виктор Янукович. Тот самый, на которого ставила Россия в 2004 году и которого как-то поспешили списать с политических счетов представители украинской верховной власти.
Подождем до выборов.
Запах газа на украине не исчезнет.
Константин Затулин,
директор Института стран СНГ, депутат Государственной думы:
Конкуренция между Ющенко и Тимошенко может закончиться очередным потрясением на Украине. Собственно, это уже происходит перманентным образом: Украину все время лихорадит. Причем если раньше это можно было списывать на то, что идет борьба между «оранжевыми» силами и пророссийскими восточными регионами, то теперь мы видим второй раз, как президент борется с назначенным по его представлению премьер-министром.
И эта борьба будет продолжаться. Может быть какое-то сезонное перемирие, может быть уйдет на какое-то время острота по вопросу газовому, но все равно найдется другой вопрос, по которому будут спорить. И так будет продолжаться до тех пор, пока некая сторона не обеспечит себе преимущество, если не хватит ума развести эти вопросы и отдать каждому то, что он ищет.
Хроники газовых войн.
2005 год
В начале июня состоялись переговоры Газпрома с Украиной, на которых Россия предложила поднять цены на газ до среднеевропейского уровня с одновременным повышением тарифа за газовый транзит в Европу. Украина категорически отвергла это предложение, настаивая на продлении существующих договоренностей до 2013 года. Россия предъявила ультиматум: до 1 декабря принять цену 160 долларов за тысячу кубометров.
2006 год
1 января Россия перекрыла газ, так как ультиматум не был принят. Республика начала несанкционированный отбор газа, предназначенного для экспорта в Европу. Конфликт формально завершился в ночь с 3 на 4 января подписанием соглашения. Однако вскоре Россия снова обвинила Украину в сверхплановом отборе газа из системы транзитных газопроводов «Союз». Украина признала обвинение и обещала все компенсировать. Новая проблема состояла в том, что Украина обещала расплатиться за лишний газ в течение полугода, а Россия давала срок до конца февраля. 17–18 февраля состоялись трехсторонние российско-украинско-туркменские переговоры, в ходе которых Украина лишилась последнего шанса диверсифицировать поставки газа. Газпром заявил, что RUE сохранит для «Нафтогаза» цену на российский и туркменский газ 95 долларов за тысячу кубометров до июня 2006 года, несмотря на повышение цены на туркменский газ. Янукович сумел добиться сохранения этой цены до конца года. В декабре 2006 года Ющенко заявил, что Украина готова платить больше, если ей объяснят, как формируется цена на газ.
2008 год
Об очередном конфликте россияне узнали 7 февраля. Как сообщил российский газовый концерн, с ноября прошлого года он перестал получать деньги за поставки на территорию Украины среднеазиатского газа. Представители Газпрома потребовали заплатить за поставки российского газа: по их словам, из-за холодов в Средней Азии с начала 2008 года недопоставки тамошнего газа компенсируются российским топливом, на которое сейчас приходится около четверти всего экспортируемого в соседнюю республику газа. Представители Газпрома заявили, что поставляемый в этой экстраординарной ситуации отечественный газ стоит 314,7 доллара за тысячу кубометров (на 75 % дороже среднеазиатского), а также выдвинули ультиматум, в случае неисполнения которого пообещали отключить Украине газ 11 февраля. Украинская сторона факт задолженности за среднеазиатский газ почти сразу же признала. В то же время премьер Юлия Тимошенко, взявшаяся разбираться в газовых взаимоотношениях с Россией, заявила, что прошлогодний долг будет оплачен по прошлогодним же ценам. В Москву приехал уже сам украинский президент Виктор Ющенко, который обо всем договорился с президентом Путиным. Но платить Украина не начала. Газпром начал поэтапное сокращение поставок: сначала на 25 %, потом еще на 25 %. Но недополучать газ опять стали не украинские, а европейские потребители. В итоге в ходе переговоров российский концерн снял 50%-ное ограничение на поставку топлива в республику. Украина со своей стороны гарантировала транзит газа европейским потребителям в полном объеме. Как только Россия возобновила поставки газа на Украину, Юлия Тимошенко заявила, что республика не согласна с условиями Газпрома. К моменту подписания номера в печать договоренности между сторонами так и не были достигнуты.