В начале было слово.
А что в конце?
Когда вождь доисторического племени встречался с другим вождем и договаривался, что одни бьют мамонта только на этой стороне реки, а другие только за рекой, то они видели реку, видели друг друга, все было осязаемо и реально. Когда появилась письменность, тот же договор заключался на каком-нибудь папирусном или кожаном носителе информации. Вожди могли даже не встречаться, не видеть реки и друг друга, а имели дело с крючочками и загогулинками, означавшими предметы договоренностей. Все развитие человечества — это прежде всего скачки развития информационных технологий. Именно новые способы передачи информации не только определяют сам характер развития человеческого общества, но также являются основой периодизации этого развития.
Первая в истории человечества социальная революция произошла в момент становления языка: сначала языка жестов и звуков, а затем и речи. Так произошло становление человеческого племени, его выделение из животного стада. Потом появилась письменность. Вторая социальная революция. Она позволила материализовать информацию, соответственно накапливать на порядок больший объем, хранить и передавать ее потомкам, а также на любое расстояние со скоростью лошади, верблюда или судна. Третья социальная революция связана с появлением печатного станка, то есть тиражирования. С появлением тиражирования не только впервые возникла подлинная история, но также резко увеличились возможности производства информации и передачи ее на расстояния в гораздо большем объеме. Соответственно, следующий рывок в своем развитии человечество совершило с появлением электронного способа передачи информации. Скорость и расстояние передачи увеличились на порядок. И именно эти новые информационные возможности предопределили мощное развитие техники и технологий в XIX-XX веках.
Наконец, последняя социальная революция связана с появлением компьютерных технологий. Объем передаваемой информации на значительно большие расстояния снова необычайно возрос. Изобретение сети Интернет и ее развитие, увеличение мощности компьютеров и объемов оперативной памяти — все это пока эволюционные изменения в рамках компьютерной эпохи.
Очередная социальная революция произойдет тогда, когда человечество сможет объединить электронный чип с нейроном мозга. Развитие нанотехнологий и технологий клонирования — первый шаг на пути создания второго «терминатора» — биоплазматического существа. Если удастся вживить чип в человеческий мозг так, что он заменит нейроны, — это будет такая революция, которая может быть сравнима лишь с появлением человека как такового.