ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Бойня на винзаводе
Ежегодно независимое жюри международного конкурса фотожурналистики World Press Photo, в состав которого входят профессиональные фотографы и фоторедакторы СМИ, оценивает работы, поступающие со всех уголков мира подробнее »
Как из «Худсовета» вырос «Герой»
Чтобы проснуться богатым и знаменитым музыкантом мало красивых глаз, чувственных губ и нужного размера груди подробнее »
Моя роль в спектакле Гришковца
При просмотре обратите внимание на темный зал, который смеется в ответ на призывы актера на сцене задуматься о гибнущем мире. подробнее »
Советская АТЛАНТИДА
Нас тянет туда, где застыло время. Где сама реальность выглядит, как поблекший дагерротип. Сталкеры — последние романтики гибнущего от прагматизма мира. подробнее »
Все поправимо
Есть основания полагать, что я никогда не стану Владимиром Спиваковым, Егором Титовым или Анастасией Волочковой. подробнее »

Главная » Архив » Номер 10 » Уголок потребителя мифов
Уголок потребителя мифов
Номер: №10, "Мы выбираем чудеса"
(18 марта 2007 — 29 марта 2007)

Рубрика: Вкус
Тема: Невероятные приключения спроса
От: Денис Яцутко


Вечер. Вы заходите в продуктовый магазин и покупаете… что? Продукты? Как бы не так. Вы покупаете мифы.
 
Долой маскировку
Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте средний современный супермаркет. Убираем из него все, что отвлекает нас от собственно продуктов, так сказать — отводит от них глаза.
Начнем с сообщений о торговых лотереях. Со всех этих «Пришли нам сто ключиков от банки пива «Фигня» и выиграй хреновину для себя и своей девушки». Затем убираем с упаковок лица популярных артистов, футболистов и политиков. Зачем они? В упаковках не футболисты.
Отовсюду, кроме женского белья и колготок, убираем полуобнаженных прекрасных девушек. Эксплуатировать сексуальную неудовлетворенность — это не просто нечестно, это уже где-то за гранью добра и зла. И наконец, надпись на этикетке одного известного сорта пива: «Превосходное пиво из высококачественного сырья». Зачем это? Вы представляете, чтобы на пиве было написано: «Отвратительное газированное пойло из отбросов»? Убираем.
Что осталось? Правдивые надписи, сделанные мелким шрифтом и стыдливо спрятанные в уголок: «Восстановлено из концентрата», «Синтетические ароматизаторы», «Суррогат из рыбы с подсластителем, идентичным натуральному». Увеличиваем кегль шрифта впятеро и гордо выносим на лицевую этикетку.
Готово. Теперь снова заходим в этот универсам. Согласитесь, набор купленных вами продуктов будет отличаться от того, который отправлялся в корзинки вчера. Потому что вчера мы покупали не продукты, а мифы.
 
Спрос определяет?
Есть такая крылатая фраза: «Спрос определяет предложение». Пожалуй, она верна для небольших предприятий, ввергнутых в стихию свободного рынка. Но крупная корпорация не может позволить потребителю такой роскоши. Владелец маленького кафе может легко поменять ассортимент. Но посмотрим на крупную высокотехнологичную корпорацию. Допустим, она выпускает автомобили. Корпорация не может, выпустив сотню автомобилей и увидев, что их не покупают, резко перестроить свои производственные мощности и начать выпуск того, что хотят потребители. Инженеры, дизайнеры, материаловеды, программисты не разработают новую модель в мгновение ока. Были потрачены огромные средства на разработку станков и роботов, заточенных под выпуск именно этой модели. Поэтому корпорация вынуждена управлять спросом, причем управлять им непрерывно.
Реклама — очень важный момент в этом деле, но далеко не единственный. Еще важнее — формирование в обществе такого настроения, когда существует постоянный спрос на новинки. Новинки вообще, в принципе. «А вы уже пробовали новый стиральный порошок?», «Черт, не апгрейдил комп уже полгода, стыдно!», «В этом сезоне такое уже не носят!» и так далее. С тюбиков с одной и той же зубной пастой годами не убирают блямбу «Новинка!», потому что все новое привлекательно для покупателя. Корпорациям выгодно поддерживать в обществе такие умонастроения: это позволяет им с большой вероятностью рассчитывать на то, что любой новый товар будет неплохо расходиться. Просто потому, что новый. Вот смотрите, iPhone еще никто в руках не держал, а Интернет уже переполнен воплями «Хочу!». Чего хочу-то? Неизвестно. Новинку.
 
Деться некуда
Кроме того, корпорации всеми доступными им средствами приучают нас тратить. Тратить постоянно. До 50-х годов прошлого века уважением пользовался человек бережливый. Проходить восемь лет в одной паре обуви считалось добродетелью. Сегодня корпорациям выгодно, чтобы у рядового члена общества был инстинкт транжиры. Тот, кто вообще легко отдает деньги, легко отдаст их и за тот товар, который корпорации надо продать.
Но как быть с дорогими товарами, если у потребителя нет сбережений? А просто. Механизм накопления средств сегодня вынесен за пределы нашего кошелька. Куда? Да в те же корпорации. Или в банки. Мы можем взять ссуду или кредит. И не тормозить прогресс.
Да, нами управляют, и трудно придумать, куда от этого деться. В деревню? В непальские горы? Если мы хотим технического прогресса, мы вынуждены со всем этим смириться. Потому что сколько-нибудь высокотехнологичные разработки возможны только средствами крупных корпораций. Они планируют свою работу и руководят нашими потребительскими инстинктами, чтобы эту работу окупить. «Свободный рынок» задействован в этой схеме не слишком сильно. Как и свобода выбора. Она, конечно, есть, но ее гораздо меньше, чем многим кажется. Так уж устроен мир.
 
НА ПЕРЕДОВОЙ ЛИНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Планирование, реклама, соцопросы — все это глубоко эшелонированный фронт управления спросом. Но на переднем крае этого фронта, в непосредственном соприкосновении с противником, борются за спрос бойцы специального назначения — мерчандайзеры.
Мерчандайзер должен показать посетителю торговой точки товар так, чтобы посетитель стал покупателем. То есть, например, известные ему недостатки товара мерчандайзер покупателю показывать не станет. Самый ходовой повседневный товар, не нуждающийся в рекламе, он поместит в дальнем конце торгового зала или на верхнем этаже торгового центра. Смысл этого прост: пока вы идете за нужным товаром, вы видите те товары, о которых и думать не думали. А увидев, возможно, начали думать. А то и сразу купили. По этой же причине эскалаторы в торговых центрах часто включают таким образом, чтобы вы не могли подняться или спуститься, не пройдя от эскалатора к эскалатору через каждый этаж пешком.
Возле касс размещают полки и стойки с разной мелочью. Проходы к кассам из-за этого становятся такими узкими, что пробираться через них с тележкой приходится как в лесу между деревьями. Зато, стоя в очереди в кассу, вы скользите глазами по грудам жевательных резинок, батареек и шоколадок — и вдруг ваша рука непроизвольно тянется за какой-нибудь мелочью… На самых нижних полках возле кассы раскладывают яркие химические конфеты, купить которые человеку старше десяти лет в голову не придет. Зато ваш ребенок, который скучает у ваших ног, начинает пускать слюну и дергать вас за штанину. Вы опускаете взгляд и видите среди всего этого разноцветного кошмара будто бы случайно подложенную туда кем-то маленькую бутылочку коньяка… Ее туда положил мерчандайзер, рассчитывая на тот самый момент, когда ребенок дернет вас за штанину…
Мерчандайзинг — это высокое искусство. Я однажды наблюдал мерчандайзера, переставляющего на десять-двадцать сантиметров туда-сюда большой чемодан. Он отходил, подходил, смотрел на чемодан с разных сторон. Он был похож на художника. И я уверен: этот чемодан в итоге был куплен человеком, который зашел в магазин за парой носков.
 
КВАДРАТНЫЙ ГАМБУРГЕР БОЛЬШОГО БРАТА
Одна известная сеть забегаловок шустрой еды недавно запустила в ассортимент квадратный сэндвич. Не имеет значения, из чего он сделан. Важно, что он квадратный, в то время как все прежние были круглыми. Задача этого бутерброда — вернуть часть давних клиентов компании, позабывших дорогу в ее ресторанчики, потому что им все там приелось. Маркетологи не дураки. Они знают, что на время рекламных пауз многие зрители отключают звук телеприемника и посматривают на экран краем глаза. Поэтому если бы новый бутерброд внешне не отличался от старых, это не привлекло бы внимания людей, уже знакомых с этими забегаловками: та же обстановка, тот же логотип, такие же бутерброды. Но за квадратный сэндвич глаз цепляется — что-то новенькое! И человек, не собиравшийся отдавать за него шестьдесят рублей, уже вполне может обрести такое намерение.
С этой же целью производители дешевых массовых сортов пива время от времени меняют форму бутылки и оформление этикетки. Бесполезно выключать звук. Они нас все равно зацепят. А если мы выключим телевизор, нас достанут борта маршрутных такси, бигборды на улицах города и баннеры в Интернете. Хотим мы или нет, нам все равно расскажут о тысяче вещей, которые нам не нужны. Не были нужны. А теперь мы о них думаем. Вернее — Большой Брат думает за нас и считает за нас наши деньги.
 
 
ТРИ МАГИЧЕСКИХ ЗАКЛИНАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАЩИЩАЮТ ПОТРЕБИТЕЛЯ...
 
…от обсчета
Кассир должен сперва назвать вам стоимость покупки, взять у вас деньги, пересчитать их и положить на видном месте. Потом напечатать чек, назвать вслух полученную от вас сумму и сумму сдачи. Потом выдать вам сдачу вместе с чеком и только после этого убрать полученные от вас деньги в кассу. Если деньги прячут в кассу сразу же — будьте настороже! В крупных универсамах действия кассиров записываются на видео. Неправильный порядок расчета может быть основанием для предъявления претензий.
 
…от обвеса
На электронных весах в супермаркете обвесить сложнее, чем с высверленными гирьками на механических весах на рынке, но и такое случается. Наиболее частый случай — заранее расфасованные овощи и фрукты. Несколько красивых помидоров красиво упакованы, к пленке приклеен очень правдоподобный ценник с указанием веса, например — 953 грамма. А на самом деле там может оказаться лишь 800 граммов вместе с поддоном и пленкой. Пользуйтесь контрольными весами.
 
…от ошибки
Поверим, что случаи, когда на полке с товаром указана одна цена, а в программу кассового аппарата вбита другая, более высокая, — результат лишь оплошности сотрудников магазина, а не их злого умысла. Но нам-то от этого не легче. Поэтому, во-первых, нужно пользоваться контрольными сканерами (иногда висят на стенах в торговых залах), а во-вторых — внимательно следить, что вам выбивают на кассе. И, наконец, вы в любом случае имеете полное право требовать, чтобы товар вам продали по цене, указанной в торговом зале.

Всего оценок: 35, средний балл: 4.3
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →
Статьи автора:
» Поврежденные тайной
» Не трожь, у меня дрожь
» Не суй свой… ой!
» Кисло
» Мертвецы и убийцы

Статьи рубрики:
» Поцелуй. Made in West
» Меню
» Соло для двоих
» Литерадура 21



Комментарии (оставить свой)

От: Lennon
03.03.2008, 12:50
люди, не знающие, зачем идут в магазин и по какой цене они собираются купить тот или иной товар, сами виноваты, головой думать нужно всегда

я просто не хожу в магазины, где перепутаны ценники или большей их части нет совсем, благо в наше время есть из чего выбрать

От: MjuZzaSu
28.10.2015, 14:21
Great ingisht. Relieved I'm on the same side as you.

От: F6XDnE8mK7e
29.10.2015, 01:11
Of the panoply of website I've pored over this has the most veyctiar.

От: e3T8To2F
12.11.2015, 01:47
You're the grsteaet! JMHO

От: DSaWczCOXRh
14.11.2015, 00:13
That's not just logic. That's really sebnlsie. http://oumspfaavd.com [url=http://tnvbtg.com]tnvbtg[/url] [link=http://pqfkkurl.com]pqfkkurl[/link]

От: DSaWczCOXRh
14.11.2015, 00:14
That's not just logic. That's really sebnlsie. http://oumspfaavd.com [url=http://tnvbtg.com]tnvbtg[/url] [link=http://pqfkkurl.com]pqfkkurl[/link]

Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru