7 января на Курском вокзале в Москве состоялся весьма необычный праздник. Бомжи со всего района собирались здесь, чтобы отметить православное Рождество. Организацией праздника занималось движение «Друзья на улице» — несколько десятков людей разного возраста, которые уже не первый год проводят подобные мероприятия для бездомных.
После праздника некоторые знакомые с любопытством спрашивали у меня:
— А что, трудно было? От них ведь воняет, они ведь пьяные, грязные и вообще — фу...
Нет, ребята. Это было легко.
В тот день в маленьком переулочке возле Курского вокзала толпились в ожидании своей очереди на вход в скромный общепит те, кого обычные горожане привыкли обходить стороной. За плечами у меня было несколько месяцев общения с нищими на вокзалах, в ходе которого мы с «Друзьями на улице» не только кормили их горячей едой, но и записывали их истории, а некоторым даже помогали обрести крышу над головой. Несмотря на это мне было трудно себе представить, как должен выглядеть праздник в такой компании. Я боялась, что от бездомных будет невыносимо пахнуть, что кто-нибудь придет пьяным или что за столом случится потасовка.
Тем не менее, сделав глубокий вдох и сжав кулаки, я нырнула в гущу толпы.
— Посторонитесь, товарищи! Пропустите организаторов...
Бродяги охотно расступились. Скоро их начали пускать внутрь кафе «Насос» (к чести владельца заведения Армена надо заметить, что он бесплатно предоставил свое помещение). На входе организаторы выдавали каждому гостю бейджик с именем, чтобы удобнее было знакомиться. Я внимательно разглядывала пришедших: вот наша любимая бабушка Рая, которая теперь живет в центре социальной адаптации. А вот пожилая женщина с орденами и медалями на груди. Ни одного пьяного лица, никакого дурного запаха — видимо, все постарались к празднику привести себя в порядок в меру своих возможностей.
Праздник начался. Танцы, бенгальские огни, шампанское.
— А сейчас мы ждем появления нашего главного гостя! Нам нужно найти для него место. Нет, не в зале! В себе. Нет, не в сердце! В желудке. Главный гость — второе блюдо!
Бездомные смеялись и радовались как дети.
* * *
Вечером в тот же день владелец самого популярного блога в «Живом журнале» drugoi выложил в Интернете фоторепортаж с праздника. Полтысячи читателей высказали свое мнение по этому поводу. Разброс мнений от «прочитала, расплакалась» до «они сами себя до такой жизни довели, нечего им помогать». Очень много откликов типа «я бы так не смог, это трудно».
Нет, друзья, «трудно» совсем другое. По воле случая, католическое Рождество я встречала в компании состоятельных людей в фешенебельном ресторане. Находиться в обществе, где принято мило улыбаться в ответ на несмешные шутки, обсуждать элитные вина и оставлять не меньше сотни евро на чай — это трудно. А праздновать Рождество в компании людей, которые умеют радоваться жизни, какой бы трудной она ни была, легко и приятно. Просто попробуйте.
Сайт движения «Друзья на улице» — http://bez-doma.ru.
Юрий
Немолодой человек интеллигентного вида. Работал в библиотеке. Вышел на пенсию. Два года назад решил сдавать балкон в качестве склада для товаров — хотел подзаработать, пенсии не хватало. «Клиенты» его связали и увезли за город, где под принуждением заставили «подарить» им квартиру. С тех пор живет на улице, ночует в подъездах. Выглядит при этом очень опрятно.
Бабушка Валя
Жила в городе Александрове. Невестка умерла, сын пытался заняться бизнесом, заложил квартиру... С тех пор где-то скитается. Бабушка приехала в Москву — просила милостыню, на вырученные деньги снимала углы. «Друзьям на улице» удалось поселить ее в домашний приют, это небольшая квартира, которую активисты движения арендуют на свои деньги. Там ее иногда навещает восемнадцатилетний внук.
Светлана
Около сорока лет. Нездорова (легкое слабоумие). Жила с мамой в Москве. Брат жил отдельно. После смерти матери он каким-то образом добился того, что ее выписали «в никуда». Это произошло 11 лет назад. С тех пор она живет на улице. Заниматься восстановлением прав в суде ей трудно: нужен кто-то, кто мог бы с ней ходить по инстанциям.
Михаил
Сорок восемь лет, из Усть-Кута. После смерти жены отправился в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. На вокзале в Москве был избит и ограблен цыганами. Просит милостыню у церкви Симеона Столпника в Москве, на Новом Арбате. Подают мало, а ведь надо не только собрать несколько тысяч на билет, но и чем-то питаться. Ночует на вокзале, надеется вернуться домой.