ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Максим vs МакSим
«В Москве шоу-бизнес оказался гораздо добрее, дружелюбнее и проще», - рассказывает самая популярная на сегодняшний день поп-певица МакSим. подробнее »
Воскрес из живых
Искренне верящий человек может изменить не только себя, но и мир вокруг. подробнее »
День Победы — мы его теряем
Лет через десять-пятнадцать День Победы рискует превратиться в просто нерабочий день без какой-либо смысловой и эмоциональной нагрузки. Уже наши с вами дети не будут помнить, что произошло 9 мая 1945 года. подробнее »
ГМ-ингредиенты. Все ли можно есть?
Купив магазине еду — проверьте, не написано ли на упаковке зловещих слов «Содержит ГМ-продукты». В Москве, по данным санэпиднадзора, трансгены встречаются в 15 процентах отечественных продуктов и в 25 процентах импортных. подробнее »
Добрый доктор Ундервуд
Узнав, что я иду на интервью с «Ундервудом», один друг сказал мне: «За «Гагарина…» я прощу им все, даже если они расчленят ланцетами твое бездыханное тело». Но Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко не стали меня калечить ... подробнее »

Главная » Архив » Номер 5 » Некрогеополитика
Некрогеополитика
Номер: №5, "На три буквы!"
(11 марта 2008 — 21 марта 2008)

Рубрика: Вещь
Тема: Старое – это хорошо забытое новое
От: Андрей Горохов,


Так ли страшно общество потребления, как мы его себе малюем? Нет ли в нем той самой «сермяжной правды», которую мучительно искал жестоко высмеянный коммунистическими сатириками почвенник Васисуалий Лоханкин?
         
Во Владимир я приехал автобусом. Был полдень, светило солнце, становилось жарко. Все, что я видел вокруг себя, находилось в состоянии медленно подползшей катастрофы. Жизнь казалась изношенной, истертой и истоптанной. Разруха и упадок. Чем-то свежим и живым были лишь истерично зеленые трава и листва.
Меня не отвратило то, что я увидел. Я вовсе не подумал: «Фу, какая неумытая мерзость». Наоборот, меня прямо затрясло, настолько близкими, понятными и своими были эти изгрызенные асфальтовые тропинки, развалившиеся заборы, покосившиеся дома. Мне хотелось трогать рассохшиеся деревянные стены, ковырять ногтем отколупывающуюся краску. Во всем этом была какая-то мне самому непонятная правда.
 
Некрогеофилия
Почему картины упадка, старения, запустения так завораживают? Почему притягивают морщины старого дерева? Почему манит ржавчина и старая краска?
У меня есть несколько соображений на этот счет. Я даже придумал этому название: «некрогеофилия» — любовь к умершим ландшафтам.
Старые предметы сделаны несколько иначе, чем делают сегодня, у них другие пропорции, другие формы. А значит, они обладают особой индивидуальностью, характером, выразительностью. В процессе жизни углы стираются, прямые линии смягчаются, краска выцветает, предмет обогащает свою форму иррациональными нюансами. Я знаю одну стену сарая в Кельне, которую истерло тонкое деревце, перед стеной растущее. Ветер мотает его крону взад-вперед, и она протерла на деревянной стене дугу-проплешину. Медленное течение жизни достраивает сделанные руками человека предметы, придает им больше органики, тонкости, нюансированности.
А возможно, страсть к развалинам — это просто реакция на засилье «нового». Возможно, тех, кого раздражает вся новая жизнь, утешают артефакты жизни старой. Я работаю на радио, радиопередачи не оставляют следов в жизни, все исчезает в волнах эфира, от расстройства по этому поводу проистекает моя мания замечать всяческие материальные следы, оставленные человеческой деятельностью.
 
Старое или новое?
Умирающие дома и предметы напоминают о преходящести всего, что нами воспринимается как живое и настоящее. Пустой заброшенный дом манит и завораживает. Чем? Тем, что «все проходит». Все, что тебе ценно и интересно, держится исключительно фактом твоего барахтанья, без тебя все моментально выдыхается, и само по себе не имеет никакого смысла, даже памяти о тебе не несет.
В руине дома обнажается некая первоструктура, что-то существующее до и помимо человека. Комната оказывается просто контейнером, пустым кубом, стена — просто плоскостью. Руина намекает на то, как окружающие нас предметы выглядят на самом деле, будучи вынесенными за пределы нашего о них попечительства. Возможно, зрелище руины, зрелище помойки — это зрелище вечности, бессмыслия вечности?
 Очевидно, что страсть к старому имеет корни в психике того, кто эту страсть испытывает. Я вообще склонен думать, что за всяким сильно выраженным предпочтением скрывается невроз. Разумного объяснения однобокой любви именно к «классическому року» или Моцарту, к девушкам с длинными носами или блондинкам, к кошкам или голливудским фильмам не существует.
Страсть к новому — того же самого сорта. Никакого закона природы, согласно которому новое лучше или интереснее старого, нет. Тем не менее существуют люди, желающие именно нового или даже «самого нового» — независимо от того, как это «самое новое» звучит или выглядит.
 
Треш, мон шер...
Треш (trash) — слово английское, обозначает оно именно помойку, отбросы. В переносном значении оно применяется и к дешевым ярким товарам, товарам-выскочкам, так сказать.
Этого во Владимире тоже было достаточно.
Я хлебал солянку из огромной тарелки, сидя за столиком в караоке-кафе на главной улице города, Большой Московской. Стены и потолок были выкрашены красным и желтым. Ярче красок просто не бывает в природе. Огромный телевизор показывал концерт Шер. В одной из песен она вышла на сцену в наряде Наполеона. Полуобнаженные юноши, плавно оттопыривая мускулы, сняли с нее накидку — певица осталась в покрытом блестками наряде советской чемпионки по синхронному плаванию и в треуголке. Пела Шер исключительно о любви. Музыка бухала, певица раскрывала рот и тянула ноты, как кильки из консервной банки.
Я был парализован. Я вдруг понял, что именно Шер — воплощение всего нового, интересного и свободного. Именно она приходит на смену развалившимся деревянным домикам.
Мне, разумеется, выступление Шер показалось китчем и дурновкусием, более того — старомодным китчем и дурновкусием. Этот гламур Лас-Вегаса практически в точно таком же виде существовал в парижском «Мулен Руже» сто лет назад. То есть концерт Шер на самом-то деле ровесник виденным мной деревянным домикам.
 
Гламур и девушки
Гламур происходит от бижутерии. Бижутерия — это пластмассовые заменители бриллиантов, которые из-за простоты производства допускают массу «креативности», то есть китча. Если «по закону бижутерии» шьется одежда, выбирается манера поведения, стиль музыки, то и получается гламур. Последовательная симуляция аристократизма и роскоши.
Кричать, что Шер шарлатанка, столь же остроумно, как кричать, стоя перед прилавком с бижутерией, что это не настоящие бриллианты. Бриллианты не настоящие, а девушкам нравятся!
И вот тут надо решать, с кем ты — с настоящими бриллиантами или с девушками?
И я понял, что я — с девушками.
Представим себе такую ситуацию: реальные жительницы Владимира сегодня влюбляются под песни Шер. Девушка любит по-настоящему. Потом молодой человек ее бросает, она слушает Шер в последний раз и кончает с собой. Получается, что она отдала свою жизнь за пустышку и ее жизнь, ее любовь были оттого не настоящими?
Но ведь и с бижутерией точно такая же история: вкалывающие женщины покупают на свои смехотворные зарплаты не какие-то «настоящие ценности», а пустышки, обманки, блестящие скорлупки. Отдают жизнь за халтуру? Да. Но если люди за эту халтуру платят своей жизнью, значит в ней заключена огромная правда жизни.
Того же сорта явления — фильм «Матрица» и закусочные «Макдональдс». Третьему миру вовсе не навязывают китч и халтуру, нет, третий мир сам их искренне и самозабвенно хочет и, как правило, сам же для себя и производит. И я не в состоянии сказать нет. Потому что мое сердце принадлежит третьему миру.
  
О дивный третий мир!
Источник гламура заключен в том обстоятельстве, что для производства настоящих ценностей в нужном объеме не хватает времени, ресурсов или талантов. Эрзац по производству куда дешевле. Его изготовление не требует специальных талантов, он допускает поточное производство.
Рок-музыка родилась из неспособности британских мальчиков начала 60-х прошлого века сделать американский ритм-н-блюз. Рок — это сильно дающий по мозгам примитив, допускающий массовое производство и потребление.
Регги-музыка на Ямайке — тоже пример самообслуживания третьего мира. В том, что регги — это именно саунд третьего мира, нет никаких сомнений. По обложке одного из моих самых любимых регги-альбомов — «Lamb’s bread» Силфорда Уокера — это видно очень хорошо. Посередине двора, который вполне мог бы находиться в километре от владимирского автовокзала, пританцовывает парень, у которого явно не хватает нескольких зубов. Его туфли рваные, штанина клетчатых штанов закатана до колена, выражение лица — «жизнь удалась!». Рядом стоит вытащенная во двор недействующая ржавая печка. На ней — стакан, над стаканом — женская рука, вся в дешевых кольцах.
Что такое третий мир?
Это, казалось бы, мир бедности и безвкусия. В третьем мире — повальная безработица, там вообще нечего делать, только прозябать, маяться и таращиться в пустоту. Приезжать оттягиваться в третий мир в качестве богатого туриста — это ОК, но быть жителем третьего мира — невыносимый позор.
Однако третий мир напрасно воспринимается в качестве географического понятия. Эффект третьего мира может возникнуть где угодно. Я бы определил его как момент взрывообразного возникновения гламура, очень часто сопровождающийся исчезновением каких-то уже не встроенных в повседневную жизнь культурных институтов и практик.
В России после революции 1917-го возникла ситуация третьего мира: разруха плюс драйв создания радикально нового и дешевого.
США были оторваны от «старого мира» и ничем ему не обязаны. Там эффект третьего мира, не знавший естественных противников, был индустриализован: «Макдональдс», рок-н-ролл и Голливуд расползлись по белу свету. Индустриализованный эффект третьего мира был экспортирован.
Мне не нравится пластик? Не нравится «Макдональдс»?
А лампочка электрическая нравится? А ведь она была изобретена и успешно воспринята народом практически одновременно с фастфудом. Обкатанный временем продукт, который раньше был такой же бросовой подделкой, имитацией бронзового газового рожка.
Я ловлю себя на том, что не вижу вокруг себя вообще ничего иного, кроме свалки различных свалок разной степени давности.
И среди этих свалок будут жить, любить и умирать люди.
Так и было всегда.
 
Метаморфозы древностей.
По закону энтропии новое всегда превращается в старое — не наоборот.
Почему же тогда в мире вещей это самое «наоборот» встречается сплошь и рядом?
Вот краткая история загадочных превращений.
 
Антиквариат
Понятие «антиквариат» появилось в эпоху Возрождения на волне увлечения античной культурой. Тогда остатки древнеримской цивилизации не хранились в музеях, а устилали итальянские и французские пустыри. Первые коллекционеры буквально подбирали антиквариат на свалках: он был тем самым, чем являются для нас покинутые жильцами покосившиеся домики городских окраин. Сегодня такие «бросовые древности» принято называть иначе:
Винтаж
Под этим словом подразумевают любую аутентичную вещь не моложе двадцати лет, несущую в своем облике или содержании отпечаток ушедшей эпохи. Мамино платье, бабушкина сумочка, дедушкина «победа», какая-нибудь книжка — лауреатка Сталинской премии… Парадокс в том, что когда винтаж входит в моду, он неизбежно становится признаком стиля сегодняшнего. Старая вещь делается ультрамодной, а значит, и новой.
Ваби-саби
Японский эстетический принцип, буквально означающий «скромная простота». Например, по правилам классической чайной церемонии чай надо было подавать в деревенских глиняных чашках, обязательно старых, чтобы изысканная посуда не отвлекала от вкусовых нюансов напитка. Однако со временем именно такие чашки стали восприниматься как изысканные, «антикварные». Что сделали японцы? Они начали подавать чай в одноразовых стаканчиках из ближайшего супермаркета. Так «трешевая» современная вещь стала спасением для древней традиции.

Всего оценок: 19, средний балл: 4.3
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →
Статьи автора:
» Онлайн - казино: ставок больше нет
» Через тернии – в звезды
» Когда святые маршируют…
» Кругом и шагом
» Не роком единым…

Статьи рубрики:
» Терминано: врастание машин
» В начале было слово. А что в конце?
» Made in china
» Для тех, кто без тыквы
» Формула МАДИ



Комментарии (оставить свой)

От: Potamophylax
12.03.2008, 11:06

на днях прочёл в студенческой газетки “Reакция” в статье «Третий мир», что, якобы рок-музыка якобы возникла из-за того, что британские музыканты не могли играть сложный американский ритм-н-блюз. Это полнейшая ахинея, это даже трудно комментировать.
Во-первых, ритм-н-блюз составная часть рока или вернее сказать параллельное ему явление.
Во-вторых, британские коллективы отлично играли ритм-н-блюз, чему Yardbirds, Cream, Led Zeppelin – отличное подтверждение…
В-третьих, рок в понимании автора статьи всё-таки возник из рок-н-ролла, который к тому времени давно уже играли американские исполнители. И причём здесь тогда уровень британских музыкантов?
В-четвёртых, рок возник не только из рок-н-ролла, но и из типичной для портовых британских городов кабацкой музычки шаффла, если я не ошибаюсь…
В-пятых, подобно эволюции разных ветвей амфибий получились рептилии и теплокровные с другой стороны, так и вроде бы единый рок, на самом деле, стал хард-роком, а ритм-н-блюз вполне органично стал хэви-металлом вроде Judas Priest. Достаточно послушать некоторые концерты Led Zeppelin, где они начинают играть немного быстрее студийных записей.

От: Наталья
12.03.2008, 13:27
Автор, а жизнь всё равно придёт к тебе и, пока ты будешь слушать Шер, проломит тебе башку, а в дырочку аккуратно вставит цветущую ветку. всё, что будет после, не будет иметь для ну совершенно никакого значение.

"Жить, как вы, - вот преступление перед жизнью, - ответил Пичушкин. - Жизнь от таких отворачивается. К таким, как вы, жизнь посылает таких, как я".



От: Мудрый пастырь
15.03.2008, 01:52
Наталья, всё равно все девушки прощены - и те, кто слушают Шер, и те, кто не слушают.

От: 2 Potamophylax
15.03.2008, 02:42
То, что вы считаете Led Zeppelin хорошими исполнителями ритм-энд-блюза, свидетельствует о том, что о ритм-энд-блюзе у вас представление не вполне корректное. Ритм-энд-блюз - это аутентичная музыка, и LZ относится к ней, примерно как проект "иван Купала" к русской народной музыке.

От: DJjnFiyNRaPUqi
05.01.2013, 10:16
I'm out of laeuge here. Too much brain power on display!

От: aIaRZRnQJmpydN
08.01.2013, 11:22
MzBnlj qncjbwtuakuf

Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru