В ближайшее время на российском телевидении появится новое видео Джанго на песню «Гуляй, гроза». В клипе снялась певица Анна Седокова, бывшая участница трио «ВИА ГРА». Ролик снимали недалеко от Киева — в Триполье. По словам Джанго, место удивительно живописное и известное археологам: на этой территории располагались поселения трипольской цивилизации.
По сюжету герой Джанго бежит из города в леса и поля, попадает в цыганский табор и, прогуляв с цыганами всю ночь, отправляется дальше. В этот раз все прошло спокойно, если сравнивать со съемками клипа на песню «Была — не была»: тогда Джанго обливали бензином и поджигали: «Меня подожгли и говорят: пой. А петь невозможно, потому что кислород выгорает, вдыхаешь — а воздуха нет». На этот раз тоже не обошлось без огня и дыма: женщины-цыганки, которые были вынуждены сидеть возле костра полтора часа, плакали от разъедающего глаза дыма, приговаривая: «Какая у вас трогательная песня!».
Джанго — самый настоящий цыган. Это очевидно, если на него посмотреть. Это ясно, если послушать его песни. Да и сценический псевдоним — армейское прозвище, данное в честь Жана-Батиста «Джанго» Рейнхардта, — совершенно цыганский. И как самого настоящего цыгана музыка сопровождает его всю жизнь, начиная
с музыкальной школы (класс игры на гитаре). Киевский музыкант стал известен после того, как спел про «Папаган»
и «Холодную весну». А ему бы очень пошло исполнять романсы...
— Вы цыган?
— Я? Нет, я не цыган. А что, похож?
— Судя по фотографиям — можно такое предположить. И еще судя по музыке — вам явно близка цыганская эстетика.
— Да, мне она нравится. Кстати, мы недавно были в Белграде, столице Сербии. Вот там, я вам скажу, настоящие цыгане! Не те, что с кольцами в ушах и в цветастых юбках! Там цыгане на трубах играют — не все, конечно, и поют как-то так, с душой, там цыгане такие, такие… настоящие…
— Как в фильмах Эмира Кустурицы?
— Так я же знаком с Кустурицей! Я ему даже диск подарил, он сказал: «О, «Джанго», интересно, послушаю!». Так вот, от цыган у меня разве что любовь к свободе — я не могу что-то делать, если меня заставляют, не могу, например, писать музыку по заказу. Я подписал контракт с RealRecords, и мне предложили написать музыку к сериалам, сказали: вот здесь нужно, чтобы вот так было, а вот здесь — чтобы вот так. Я решил попробовать, получились какие-то заготовки, но музыки именно к сериалам не получилось.
Не могу я так: «Вот напиши песню для Пугачевой, и твоя карьера сразу пойдет вверх». Я делаю только ту музыку, которая мне нравится.
— А вы не писали для Пугачевой?
— Нет, я писал в основном для украинских исполнителей. А из российских — для Мики Ньютон. Странная фамилия у девушки. Почему не Мика Фарадей? А лучше всего — Мика Бор.
— Вы очень неожиданно появились на российской музыкальной сцене…
— Да я и здесь, на Украине, появился неожиданно. Настоящие звезды ведь должны появляться неожиданно, а не на «три-четыре».
— Вы ведь были аранжировщиком. Зачем вы стали петь?
— Видимо, вам не нравится, как я пою...
— Нет, мне интересно, почему вы решили стать публичной фигурой, показать лицо.
— Я ничего не решал! Это был внутренний сигнал! Вы просто не понимаете, кто такой музыкант! Я бы за парой бутылок портвейна объяснил вам, кто это. Вы пьете портвейн? Или, может быть, самбуку? Мне, например, чтобы понять, кто такой поэт, пришлось общаться с поэтами несколько месяцев. И я вот себя поэтом не считаю, хотя и пишу тексты для своих песен.
— Почему вы поете на русском, а не на украинском? Мне кажется, украинский язык мелодичнее, чем русский, на нем петь лучше.
— Потому что я всю свою жизнь говорю на русском, мне сны снятся на русском. Для моих песен больше подходит именно русский. Русский язык — это язык-он. Это язык крепкой мужской дружбы, язык отваги, язык самопожертвования. А украинский язык — он мелодичный, журчащий, как водичка, это язык-она — язык природы, язык нежности.
— А английский язык?
— А черт его знает. Гермафродит какой-то.
— А вы не задумывались о том, что ваше творчество может стать никому не нужным?
— Нет, зачем загадывать? Нужно жить сегодняшним днем. Это как в Евангелие от Матфея: «Не хвались завтрашним днем; потому что не знаешь, что родит тот день».
— То есть про новый альбом вы разговаривать отказываетесь?
— Альбом, собственно говоря, не совсем новый — это переиздание ранее вышедшей пластинки «Была — не была». Но дополненное. Например, там будет «Серебрится дорога» — эта песня была написана к фильму «9 рота», но в саундтрек не вошла, потому что я просто не успел ее доделать. Мне всего за месяц до премьеры предложили написать песню для фильма и прислали трэйлер. Трэйлер мне очень понравился, больше, чем фильм, когда я его посмотрел. Помните момент, когда солдат везут куда-то и они сами не знают, куда? Я написал песню об этом, потому что я сам служил в армии, и мне знакомо это ощущение — ощущение неизвестности. Мы на днях встретились с моим бывшим сослуживцем, он увидел меня по телевизору и вычислил через Интернет. Не виделись с ним семнадцать лет, а тут встретились, взяли пару бутылок хорошего вина...
Извини, мне пора — нужно немного поработать, доделать некоторые партии для нового альбома. Да и маме надо позвонить — она мне свитер вяжет.
Бельгийский цыган, Жан-Батист «Джанго» Рейнхардт (1910 — 1953), известен как основатель цыганского джаза. В юности он развлекал посетителей портового кабачка игрой на банджо и скрипке, но в результате пожара в таборе Джанго получил серьезные ожоги и лишился двух пальцев левой руки. Он провел полтора года в больнице, прежде чем его брат принес ему гитару. Джанго начал учиться играть заново, он разработал собственную технику игры на гитаре с использованием большого пальца. Его возвращение совпало с появлением джаза во Франции, карьера Джанго устремилась вверх. Во время Второй мировой войны музыкант находился в оккупированной Франции и продолжал давать концерты. Каждое его выступление становилось вызовом нацистам: ведь он — цыган, играющий джаз, музыку темнокожих. После войны джаз утратил популярность, и Джанго занялся живописью. Он умер от сердечного приступа в возрасте 43 лет.