«Бакалавр», «магистр»… От этих слов так и веет готическим духом средневековых университетов. Однако Россия, еще лет 20 назад славившаяся лучшей в мире системой образования, вынуждена сегодня подгонять свою образовательную модель под европейские стандарты, изложенные в так называемой Болонской конвенции.
Болонская конвенция предполагает стандартизацию высшего образования в Европе. Эдакое торжество глобализации: диплом бакалавра получаешь в Германии, магистра — во Франции, а работать отправляешься
в Италию. Впрочем, большинство российских студентов до этого глобального рая не доберется — кошелек не дорос. А у кого дорос, тому и конвенция не нужна.
Однако сторонники модернизации образования уверяют, что для проведения реформы полно «объективных причин». Правительство одобрило подготовленный Минобразования законопроект, который закрепляет разделение высшего образования на две самостоятельные ступени: бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Параллельно предлагается сохранить и традиционную российскую систему 5-летней вузовской подготовки — «специалитет».
Если законопроект пройдет через Госдуму, он вступит в действие уже с 1 сентября. Тот, кто поступит в вуз в этом году, встанет перед выбором: становиться магистром или предпочесть классический российский диплом специалиста, который выдается после пяти лет обучения.
Специалитет (5 лет)
Эта традиционная российская форма высшего образования сохранится далеко не везде. Ее в нелегкой борьбе отстояли ректоры лишь некоторых университетов и институтов. Речь идет о подготовке работников в стратегически важных для государства областях: армия, госбезопасность, образование, медицина, транспорт. Полный список вузов-«консерваторов» правительство обещает определить позже. Пока точно известно лишь то, что Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты получат особый статус и смогут не соответствовать новым усреднительным стандартам: им будет разрешено не признавать ЕГЭ и сохранить «пятилетку» одновременно с введением системы «бакалавр-магистр».
Надо заметить, что система 5-летнего образования была выработана в советскую эпоху — время индустриализации, глобальных свершений и далеко идущих планов. И страна, и каждый отдельный человек знали свои задачи на пять, десять, а по большому счету на все тридцать лет вперед. Что у нас на повестке дня — создание тяжелой промышленности? Пять лет — и получайте первую партию инженеров и конструкторов. В эпоху Госплана система работала как часы, но с развалом экономики и наступлением «постиндустриальной эпохи в отдельно взятой стране» начала давать сбои. Никто не в состоянии определить, какие специалисты и в каком количестве будут востребованы его величеством рынком через 3-4 года. В итоге наштампованные по старой методике юристы и экономисты стройными рядами отправляются на рынки торговать картошкой.
Однако определенная логика в сохранении специалитета все-таки есть. Заказ на работников в условиях рыночной экономики диктует работодатель, а в перечисленных выше областях (оборона, медицина, образование) крупнейшим работодателем как раз и является государство. Оно будет оплачивать подготовку кадров и гарантировать трудоустройство выпускникам.
Минус: с дипломом специалиста торговать мозгами в Европу запросто не махнешь, ибо в Болонскую систему российская пятилетка не вписывается. До сих пор не решен вопрос о том, к чему ее приравнивать: к бакалавриату или магистратуре. Министр образования и науки Андрей Фурсенко не исключает, что это будет напрямую зависеть от вуза. Скажем, пятилетний диплом МГУ будет соответствовать магистерскому, а корочки какого-нибудь провинциального пединститута потянут только на бакалаврскую степень.
Строго говоря, государство даже заинтересовано в том, чтобы дипломы специалистов, подготовленных на бюджетные средства, на Западе признавались с оговорками или не признавались вообще. Это поможет приостановить пресловутую утечку мозгов — до некоторой степени, разумеется.
Бакалавриат (3-4 года)
По новому законодательству бакалавриат признается самостоятельной и полноценной ступенью высшего образования. С середины 90-х годов во многих вузах студенты могли после 4 курса выбирать — получать им диплом бакалавра, чтобы идти потом в магистратуру, или же доучиться еще год и стать специалистами. Теперь такой альтернативы не будет. Бакалаврами станут все — кроме, разумеется, тех, для чьей профессии государство закрепило обязательную пятилетку.
В рамках бакалавриата бюджетная поддержка будет скромной. Минобразования уверяет, что урезание бюджетных мест связано в первую очередь с демографическим кризисом: в «благословенные девяностые» детей рожали так мало, что уже в 2010 году число абитуриентов должно сократиться вдвое. Но все равно очень многие будут вынуждены платить за образование из собственного кармана. Правда, платить потребуется на год меньше. Или даже на два: если будет введено 12-летнее школьное образование, бакалавриат в некоторых областях может ужаться до трех лет. Еще один вариант — бизнес-сообщество будет само оплачивать подготовку работников. Хотя, как уже говорилось, бизнес не в состоянии рассчитать, какие профессии будут востребованы на рынке через несколько лет.
Итак, главное преимущество бакалавриата в том, что он дает возможность поскорее получить диплом и отправляться работать. Для многих это может оказаться удобным, так как де-факто подавляющее число старшекурсников уже работают, наведываясь в альма-матер лишь к сессии и мечтая поскорее свалить с плеч диплом.
Скрытый подводный камень: многие работодатели до сих пор с подозрением относятся к записи «бакалавр» в дипломе, полагая, что это своего рода эвфемизм для обозначения незаконченного высшего образования. До сих пор это частенько соответствовало действительности, потому что многие вузы просто «обрубали» пятый курс и гордо именовали это бакалавриатом. Однако теперь на этой ступени будут свои законченные учебные планы и программы, никак не связанные со специалитетом. Андрей Фурсенко в одном из публичных интервью даже выразился в том духе, что между нынешними и будущими бакалаврами «основная общность — это название». А содержание, дескать, качественно изменится.
Тем не менее, хотя бакалавриат и признается высшим образованием, после него нельзя будет поступить в аспирантуру. Сначала придется стать магистром. И тут всплывает весомый минус системы «4+2»: раз нельзя спрятаться от военкомата в аспирантуре, то, по-видимому, после бакалавриата будут забирать в армию. Министерство образования и науки пока избегает внятных разъяснений на этот счет. А жаль. Ведь унаследованная нами от советских времен призывная система способна свести на нет все попытки быстро ковать дипломированных специалистов под нужды капризного и вечно меняющегося рынка. Пока бакалавр тянет солдатскую лямку, спрос на его специальность может упасть, а полученные знания попросту выветрятся из головы. Значит, деньги на его подготовку были выброшены на ветер. А это значит, что бизнес-структуры в подготовку бакалавров вкладываться не захотят.
Магистратура (2 года)
Магистратура отделена от бакалавриата специальными вступительными экзаменами. Это плюс: можно поступить в магистратуру не сразу после «четырехлетки», а через несколько лет. Поработав несколько лет в своей области, начинаешь лучше понимать, что именно тебе нужно. Можно будет немного изменить специальность, выбрав направление, отличное от того, которое ты изучал в бакалавриате. Кроме того, предполагается, что у магистров будет индивидуальный учебный план, гибкое расписание и возможность самостоятельно определять предметы для изучения и время сдачи экзаменов.
Проблема в том, что по сравнению с бакалавриатом число бюджетных мест для магистров будет сокращаться и в магистратуру попадут далеко не все желающие. Здесь опять появляется призрак социально ответственного работодателя, который готов оплатить дальнейшее образование своих работников. Но какие будут для этого выработаны механизмы и будут ли, пока никому не ясно. А значит, студенты будут вынуждены оплачивать обучение из своего кармана.
Становится ясно, какие «объективные причины» вынудили российское правительство подписать Болонскую конвенцию: оно просто-напросто не желает больше тратить деньги на образование, а «европейская стандартизация» — просто удобное прикрытие для перевода стрелок.
Однако ситуация, в которой право на высшее образование получают не наиболее способные, а наиболее обеспеченные, обязательно усилит социальный раскол в обществе, а значит, в конечном итоге ослабит Российское государство. Кому это выгодно? Неужели правительству?..