«А еще мы планируем ребрендинг, будем вводить второе название — «Модная гвардия», — по голосу и выражению лица заместителя главы штаба «Молодой гвардии» Андрея Сафронова трудно понять шутит он или нет, но сейчас это неважно. И без ребрендинга было понятно, что у молодогвардейцев главная задача сейчас — стать модными. Это не похвала и не упрек, просто так и есть. Самое гламурное место Москвы (завод «Арма», который давно уже не завод, а городок самых гламурных клубов и дизайнерских мастерских), звезды светской тусовки вперемешку с активистами из регионов, новогодняя елка, обмотанная полосатой лентой с символикой движения («стильно»), слоган «Преемник — это я!» на десятках свисающих с потолка баннеров. Больше похоже на вечеринку, а не на съезд.
Всем известно, что современная российская реальность состоит из гламура и дискурса (для тех, кто упорствовал в невежестве, Пелевин написал свой последний роман). Модно-позитивный гламур и сурово-идеологический дискурс существовали параллельно друг другу, и до сих пор никому не приходило в голову соединить их во что-нибудь единое. «Молодая гвардия» решила рискнуть.
Дизайн съездовского пригласительного билета наглядно символизировал отличие этого съезда от остальных: на пригласительном был изображен президиум XXVI съезда КПСС в Кремле и девушка, зажимающая себе нос, как будто от советских вождей пахнет чем-то совсем чудовищным. Впрочем, если целью этого съезда было доказать непохожесть на традиционные политические форумы, то организаторам это удалось. Было совсем по-другому.
Мобильный партбилет
Спикер Госдумы и лидер «Единой России» Борис Грызлов, с выступления которого началась официальная часть съезда, с видимым усилием подстроился под непривычный формат — это, наверное, была самая короткая речь за все годы его политической карьеры. Грызлов скаламбурил по поводу «Политзавода», который «не только является заводом молодых политиков, но и заводит молодежь в хорошем смысле», и получил вместо аплодисментов достаточно дружное скандирование «С днем рождения» — в эту пятницу спикеру исполнилось 56 лет. Хоровое поздравление было сюрпризом не только для Грызлова, но и для стоявшего рядом с ним на сцене координатора «Единой России» по молодежной политике Андрея Турчака, явно заготовившего более официальное поздравление. Турчак, впрочем, выкрутился, подхватив приветствие и вручив Грызлову партбилет «Молодой гвардии».
Партбилет выглядел достаточно странно. По размерам, форме, цвету и устройству он очень напоминал мобильный телефон Samsung D900 (limited edition в бордовом корпусе). Оказалось, это и был телефон — партбилетом его делает закачанная в него Java-программа, позволяющая вести чат с активистами «Молодой гвардии», участвовать в голосовании и загружать агитпродукцию.
Охрипшие идеологи
Дальнейшая работа съезда была разделена на площадки. Первой открылась площадка «Идеология», на которой главный редактор экспертной сети «Кремль.орг» Павел Данилин при поддержке члена Общественной палаты Алексея Чадаева и новгородского публициста Михаила Бударагина презентовал книгу «Я. Путь к власти», которая должна стать настольной для каждого молодогвардейца. Книга написана достаточно жестким языком. «Если ты молод — это преступление. Это болезнь. Типа проказы. Если ты молод, тебе ничего не светит. Пока ты не станешь жизнерадостным толстым старым пердуном, никакого успеха не жди». Но заканчивается все хорошо. Говорили, впрочем, не столько о содержании книги, сколько о суверенной демократии. Говорили долго, поэтому когда на сцену поднялись участники следующей дискуссии — журналисты христианского журнала «Фома», — идеологи переместились в другой конец зала и продолжили дискутировать без микрофона. Когда Чадаев и Бударагин основательно охрипли, пытаясь перекричать христиан, организаторы все-таки выдали микрофон и им, и дискуссия закончилась без потерь. «Фома», в свою очередь, уступил сцену виджею MTV Александру Пряникову, который как-то обиженно (хотя ему никто не возражал) доказывал собравшимся, что слухи о том, будто современное телевидение неинтересно молодежи, несколько преувеличены, потому что есть MTV, которое знает, на каком языке разговаривать с молодыми, и если молодогвардейцам есть что сказать аудитории канала, то он, Пряников, ждет их в эфире своего ток-шоу «Молодцы», где можно говорить (тут голос виджея стал чеканным) «не потому, что так надо, а по зову души и сердца».
Все цвета трэша
Потом была презентация фильма «Подъем», снятого бывшим лидером анархистского «Белого фронта», а ныне молодогвардейцем Алексеем Радовым в жанре «политический трэш-хоррор» о подъеме группы активистов на одну из горных вершин Тувы. После ухода Радова и его съемочной группы со сцены трэш продолжился: представители клуба «Кокос» (вообще-то клуб всегда был стритрейсерским, но на каком-то этапе его участники увлеклись более радикальными городскими развлечениями) презентовали игру «Переполох». В «Переполох», смысл которого сводится к эпатажным выходкам в людных местах, члены «Кокоса» начали играть задолго до своего сотрудничества с «Молодой гвардией», но если раньше они плясали в аквалангистском снаряжении в вагонах метро и бегали голыми по улицам просто так, то теперь делают это с идеологической нагрузкой: допустим, не просто имитируют половой акт на людном тротуаре, а намекают на отношения между Эстонией и НАТО (на спине у пассивного партнера написано «Эстония», у активного — «НАТО»).
Следующая площадка называлась «Инквизиция». Ее перформанс проходил на улице, где как раз начался сильный дождь. Молодогвардейские инквизиторы казнили чучела четырех своих врагов: коричневое чучело символизировало фашизм, красное — коммунизм, серое — коррупцию, оранжевое — все остальное. Три чучела сгорели на удивление быстро, и только коричневое так и не загорелось, активистам пришлось добивать его ногами. Главный инквизитор Андрей Татаринов, юноша в черном бархатном пиджаке D&G, уверял меня, что это была незапланированная накладка. Если так, то это, наверное, весьма символично, потому что угроза фашизма сегодня действительно гораздо более осязаема, чем любая другая.
Только после этого началась совсем-совсем официальная часть.
VANITY FAIR
«Когда наш офис переехал на «Арму», все ругались, а теперь что ни новость, то отсюда», — написал в моем блоге кто-то из комментаторов в ответ на мое сообщение о проходившем на «Арме» молодогвардейском съезде. Действительно, закрытый в начале девяностых газгольдерный завод на задворках Курского вокзала несколько лет назад вопреки всем законам московского градостроительства превратился едва ли не в самое гламурное место столицы. Началось все с того, что один из цехов завода арендовал модный дизайнер Денис Симачев (одевающий даже Абрамовича). Вскоре в соседнем цеху открылась мастерская его коллеги Кати Гомиашвили. Затем — клуб «Газгольдер», дизайн-студия, мастерская по производству дизайнерских кукол «Мукла», художественная галерея и еще несколько гламурных объектов. Дополнительный шарм заводу придают обычные, негламурные арендаторы (среди вывесок на проходной выделяется указатель «Склад колгот»), окончательно превращающие «Арму» в художественный объект.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ В МОРЕ ДИСКУРСА
Когда коллеги с О2ТВ спросили меня в перерыве съезда, в чем заключается национальная идея современной России, я ответил, что все думают, что это суверенная демократия, а на самом деле — гламур. Действительно, именно это изрядно опостылевшее словечко чаще всего вертелось в голове на протяжении всего молодогвардейского съезда. И, повинуясь давно выработанному рефлексу, хотелось сказать, что «гламур зае*ал», но все-таки что-то останавливало.
Молодежная политика приучила нас, своих старых бойцов, к тому, что, какими бы ни были лозунги, форма сто двадцать пятого римейка Ленинского Комсомола остается железобетонно-незыблемой. Юный бюрократ, тщательно изображающий из себя Че Гевару, но мечтающий при этом о должности помощника депутата — таков среднестатистический молодой российский политик. Вечная мерзлота молодежной политики настолько непобедима, что расколоть ее, наверное, можно только так — умышленно свалив в кучу все самые модные тенденции сезона (вплоть до «Камеди-клаба», закрывавшего съезд) и дав молодежи возможность выплыть из этого гламурного моря самостоятельно. Из моря можно выплыть, из вечной мерзлоты — нельзя в принципе. И если на спасательном круге будет написано «Молодая гвардия», а не, допустим, «ДПНИ», тогда можно будет сказать, что у молодогвардейцев все получилось.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Главной целью «Молодой гвардии» в наступающем году Борис Грызлов назвал реализацию программного принципа «Единой России», предусматривающего предоставление 20-процентной квоты в предвыборных списках партии лицам до 28 лет. «Молодая гвардия», судя по всему, станет монопольным поставщиком молодых кадров для «Единой России».
В общественный совет «Молодой гвардии» во главе с фигуристом Антоном Сихарулидзе вошли телеведущие Юлия Бордовских и Катя Гордон, актер Игорь Петренко, режиссер Федор Бондарчук, певец Влад Топалов и еще несколько звезд, включая нашего главреда Степанова.