Социологи отмечают продолжающийся рост интереса молодежи к политике. По опросу Romir Monitoring, проведенному среди студентов вузов семи федеральных округов, более половины опрошенных интересуются политикой (в 2005 году — не более 25 %). Связано это с тем, что во взрослую жизнь вступает поколение, не испытавшее «разочарования девяностых». Эти люди доверяют политикам больше, чем те, кто родился на 5-10 лет раньше.
Политическим партиям в этой ситуации придется серьезно корректировать свои предвыборные программы. И каждая партия постарается зацепить этих новых избирателей.
Пока же, если проанализировать предложения большинства партий, ярких новых идей для молодежи у них не появилось. Речь идет обычно о вполне заурядных вещах: практически все партии в своей риторике делают упор на улучшение жилищных условий молодых семей, на пресловутое «доступное жилье», на развитие ипотечного кредитования. Так, например, «Справедливая Россия» предлагает осуществить широкомасштабные государственные программы строительства социального жилья и предоставления беспроцентного кредита молодым семьям на покупку квартиры. По задумке идеологов «эсеров», при рождении первого ребенка будет списываться 25 % кредита, второго — 50%, третьего — погашается весь кредит. Кроме того, «Справедливая Россия» выступает за принятие закона «О государственной молодежной политике», за создание федерального органа, отвечающего за молодежную политику. В чем суть этого законопроекта — «эсеры» не уточняют.
Иной подход у партии «Единая Россия». Если «эсеры» хотят дать молодежи «рыбу», то единороссы предлагают юношам и девушкам «удочку», чтобы они сами себе «рыбу» выловили. Например, «партия власти» декларирует в качестве своих основных целей привлечение молодых и энергичных людей на госслужбу. Чем, собственно, и занимается: благодаря проекту «Политзавод» молодые люди в регионах получили возможность избираться в местные парламенты по спискам «Единой России». «Молодая гвардия» (молодежное крыло «Единой России») предлагает молодежи выступать со своими инициативами на самом разном уровне, начиная с муниципальных собраний и заканчивая Государственной думой. Наверное, на практике это должно выглядеть так: «У тебя и у твоих друзей есть проблемы? Идите во власть, решайте эти проблемы и сами делайте свою жизнь лучше».
«Союз правых сил» не выделяет молодежь в отдельную «целевую аудиторию». Благополучие молодежи в российской либеральной концепции зависит прежде всего от комплексных мер, нацеленных на улучшение уровня жизни в стране. По мнению идеологов СПС, молодежь призывного возраста станет жить лучше и веселее, если сократить общую численности армии не менее чем в полтора раза, комплектацию регулярных войск проводить на контрактной основе, а денежное довольствие служащих по контракту повысить до уровня средней заработной платы по стране.
Наверное, самыми «молодежными» на сегодняшний день можно назвать предложения ЛДПР. В программе ЛДПР больше, чем в документах других партий, уделено внимания интересам молодежи, прежде всего — в досуговой сфере. Партия Жириновского предлагает создать условия для полноценного проведения досуга молодежи, открыть новые клубы, дискотеки и военно-патриотические секции.
Самые оригинальные «молодежные пункты», пожалуй, у «Аграрной партии» (в силу того, что это партия «узкой направленности»). «Аграрии» заявляют о своем желании предоставить сельской молодежи не менее 15 % мест при поступлении в сельскохозяйственные вузы на условиях целевого направления, а также «создать молодежи привлекательные условия для работы в отраслях агропромышленного, рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов».
На сайте «Re:Акции» завершилось голосование за молодых политиков, участвующих в весеннем Re:йтинге. Сейчас идет обработка итогов голосования, мониторинга СМИ и подведение окончательных результатов.
Весенний Re:йтинг молодых политиков финиширует в следующем номере «Re:Акции»