Общежитие. Комната № 1. Из-за двери голос:
«Никого нет дома!»
Однако дверь открылась и появилась девушка. За ней — обыкновенная комната: ни дизайнерских кроватей, ни сверхудобных ламп и компьютерных столов. Есть только пушистый палас:
«Э! В обуви нельзя!»
Девушка учится делать окружающий нас мир естественным. Готовится превращать кровать под потолком, квадратный унитаз, стол с пятью углами в совершенно обычные вещи — удобные, не отталкивающие. Сейчас Юля Кривошеева на четвертом курсе. Эргономику изучает два года. На факультет «Лазерные навигационные системы» Ленинградского электротехнического института поступала в родном Казахстане — это была возможность перевестись и переехать в Петербург. Что придется изучать, она представляла плохо. Уже на первом курсе она взвыла от количества малопонятных предметов наподобие аналитической механики, ничего не понимала и не появлялась в списке отличников. О существовании эргономики узнала из листовки. Пришлось перевестись на факультет приборостроения, биомедицины и экологической инженерии — только там в Питере есть такая специальность — эргономика.
Первое, чему она научилась, — контролировать эмоции. Один из первых уроков по антропометрии проходил в больнице святого Георга. Студенты присутствовали на операции: у пациента извлекали из правой ноги спицу, которая помогала срастаться кости после перелома. Когда студенты осознали, куда попали, из операционной сразу ушли две студентки. После того, как хирург сделал надрез, группа лишилась еще троих. Цель визита в операционную — письменная работа. Что-то вроде школьного изложения. О чем? О том, как себя вел на операции хирург: какую ногу оперировал, какие предметы держал в руках и с какой стороны проходил к пациенту. Внимательность — один из самых важных навыков эргономиста. Юля рассказывает, как выкручиваться на защите работы:
«Когда спросили, какую ногу оперировали, отмазалась — больную!»
Больше всего на занятиях тренингов, это касается всех предметов: социологии, психологии, физиологии, измерений в эргономике, эргономики социально-технических систем. На семинар приносят кривого слона с грубой «шкурой» серого цвета, без обозначений глаз и рта. То, что это слон, понятно только из-за наличия хобота. Вопрос перед студентом был поставлен так: «Каким должен быть слон, чтобы вы дали его в руки своему ребенку»? Началось обсуждение, 16 студенток по-матерински рассуждали: он должен быть мягким, в попу положить ему бусинки, чтобы было приятно перебирать, цвет нежно-серый, мышиный, нарисовать ему улыбку, прилепить глаза. Единственный в группе мальчик предложил, чтобы из хобота лилась вода… Все ответы обсуждаются, неправильных нет. Если студенту-эргономисту кажется, что так будет удобно, значит, так оно и есть. У каждой детали — слона, кровати, лыж, телефонов, клавиатуры — минимум по 7 методик, то есть семь вариантов исполнения. Грубо говоря, Юля тренируется отстаивать одновременно 7 вариантов одного чайника для запуска в серийное производство.
Среди предметов есть компьютерный дизайн. Как говорит Юля, учатся создавать видимость: разрабатывают внешний вид веб-страниц, простейших программ, например, калькулятора. Подвох в том, что дизайн можно выполнить не на любой удобной программе, а на той, которую предложат:
«На их примере мы видим, как поздно появился предмет «эргономика»: то, что создаем мы, рядом не валялось с программами прошлого поколения…»
«Учиться-то сложно?» — интересуюсь.
«Во всяком случае, по сравнению с лазерными навигациями, появилось свободное время. Главное, что учусь в удовольствие: это мое! Уж точно в библиотеках по выходным не сидим… Может, потому, что книг по нашей специальности еще нет».
Она учатся у энтузиастов, у тех, кто изменил систему. Заведующему кафедрой Павлу Иосифовичу Подерно казалось неправильным, что предмет, который поможет людям жить не раздражаясь, «проходится» вводным курсом всего один семестр всего на каком-то десятке факультетов. Студентов он возил в Тверь, в единственный в России эргоцентр. Там живет и работает гуру эргономики, который открыл эту науку в нашей стране. Юлю поездка впечатлила: «Старичку 80 лет, а у него нет ни одной морщинки, нет очков и не трясутся руки. Он чувствует себя отлично, потому что живет в удобном, приятном, мягком мире. Он его создал сам».
Юля с гордостью называет количество специалистов по всей России — сегодня их 84. Через год их курс пополнит список — они первые в России выпускники-эргономисты.
Материалы темы номера: