Будущие технические контрразведчики, прикладные этики, нанотехнологи и специалисты с еще сорока с лишним разными причудливыми названиями заканчивают в этом году курс обучения новым специальностям, появившимся в российских вузах. Они как космонавты — люди, рискнувшие шагнуть в никуда. Избрать профессию, которой нет. Учиться делать работу, которую не делает никто. Готовиться занять рабочие места, которые еще не созданы.
Кто они, эти гости из будущего среди нас?
Как человек решается на такой жизненный выбор? У кого он переймет опыт в сфере, где нет предшественников? Знакомьтесь! Сегодня в нашей главной теме:
Юлия Кривошеева, уроженка Казахстана, изучающая в Питере науку жить удобно
Дмитрий Жукалин, воронежец, нанороботы которого либо погубят человечество, либо подарят людям бессмертие
Галина Колесина из Орла, решившаяся стать специалистом по работе с самой собой
Для новых специальностей еще нет рабочих мест
Будущее настоящее
КОММЕНТ
Татьяна Клапцова, доцент кафедры эргономики и информационно-измерительных систем МАТИ:
При широком выборе товаров неизбежен вопрос, по каким критериям товары выбирать. Самый обычный пример: может ли использование компьютерной мышки привести к болезням? Выясняется: да, может — все зависит от их эргономики.
Эргономика — это наука, которая изучает восприятие человеком информации, положение человека в пространстве и в окружающей среде, наука о взаимодействии человека со сложными системами. Это теория и практика контакта с окружающей средой, здесь есть и психология, и элементы конструкторской деятельности. Эргономика учит тому, каким образом нужно разрабатывать, например, орудия труда. Почему одна лопата удобна, а другая нет. Почему на одном стуле нам удобно сидеть, а на другом неудобно. Почему мы, выполняя одну и ту же работу, устаем больше или меньше. Почему одну информацию мы запоминаем, а другую нет. Все это изучает эргономика.
Желающим стать специалистами в этой области необходимо изучить информатику, математику, физику, химию и биохимию, антропометрию, биомеханику, системный анализ, эргономическую экспертизу (это специальный способ, позволяющий оценить любой предмет, начиная от компьютера и заканчивая лопатой. И не просто оценить, а сделать соответствующие измерения и сравнить, например, кружки и два стула или два помещения).
Проблемы, которые обязательно должна решить…
Нанотехнология
Человечество смогло победить эпидемии оспы или чумы, но до сих пор существует масса инфекционных заболеваний, справиться с которыми врачи и ученые не могут. Примеров масса: сейчас никто не может гарантированно защитить себя ни от СПИДа, ни от банального гриппа.
Одна из задач нанотехнологий — создание специальной наносистемы для введения медикаментов, изменяющих биологические функции внутри организма человека, а именно — развивающих или укрепляющих иммунитет против конкретных болезнетворных микробов. Но если заблаговременной защиты не было и болезнь начала развиваться, специальные нанороботы-врачи уничтожат вредные микроорганизмы и снова сделают человека здоровым.
Организация работы с молодежью
Студент несколько лет тратит время и силы, учась в вузе. Преподаватели несколько лет тратят время и силы, обучая студентов. В результате больше половины выпускников не работают по специальности, указанной в полученном ими дипломе. Помимо напрасно потраченных времени и сил (а также денег), проблема дополняется тем, что на работу приходят люди, в специальности толком ничего не смыслящие, и их приходится доучивать и переучивать.
Организаторы работы с молодежью должны решить эту проблему, помогая подростку определиться с общим направлением (гуманитарное, техническое и т. д.), а абитуриенту — с более конкретной сферой (кем быть: учителем русского или копирайтером в рекламном агентстве).
Эргономика
Подавляющее большинство людей, работающих с компьютером, пользуются компьютерной мышкой. Но несмотря на огромное количество форм мышки, добавления к ней производителями дополнительных приспособлений (например, колесика) и т. д., суть ее вредна и неэргономична. Само положение руки человека во время работы с мышью на столе неудобно и вредно для руки и особенно для запястного сустава. Дело не спасают даже специальные коврики с подушечками.
Задача эргономики — найти способ управления курсором на экране, который не вредил бы руке.
Биоинженерия и биоинформатика
Есть люди с серьезными заболеваниями жизненно важных органов, которых может спасти только пересадка этих органов. Донорских сердца или легкого порой приходится ждать годами, случается, что пациент так и не доживает до операции. Но даже если пересадка прошла успешно, новый орган может не прижиться в организме.
Биоинженерия и биоинформатика разрабатывают способы создания необходимых органов непосредственно из клеток организма самого пациента. Ученые будут формировать каркас нужного органа из специального материала, а потом заселять этот каркас клетками, взятыми из организма человека. Клетки растут — каркас растворяется — новенькое сердце готово. Так как клетки свои, родные, отторжения не будет; не надо будет ждать, когда появится донорский орган. Кроме того, будет решена проблема криминальной торговли органами.
А как у них?
Изящные искусства
В Стэнфордском университете обязательный для всех студентов курс гуманитарных наук также включает в себя «изящные искусства», то есть археологию, музыку, ораторское искусство и драму. Впрочем, все вышеперечисленные составляющие существуют еще с античных времен, но обучать изящным искусствам как полноправной профессии стали только в середине прошлого века, когда в Европе стали появляться академии и школы изящных искусств.
Эргономика
В 20-х годах прошлого века в Великобритании и США ученые начали предпринимать первые попытки комплексно изучать человека в процессе его труда, чтобы понять, как по максимуму использовать его возможности. В 1949 году английский ученый Марелл учредил Эргономическое исследовательское сообщество, после чего эргономику окончательно признали полноценной научной дисциплиной.
Нанотехнология
Сформировалась как полноценная научная дисциплина после того, как Эрик Дрекслер написал докторскую диссертацию по этой теме в Массачусетском технологическом институте в середине 80-х. Сейчас нанотехнологии исследуют во всех крупнейших западных университетах, в том числе в Стэнфордском, Бостонском и Манчестерском, чему активно способствует приток инвестиций в эту сферу: по сравнению с 2003 годом их объем увеличился почти вдвое, во многом благодаря интересу оборонной промышленности в этой области.