Хвостики и огрызки.
От: Ксения Колбас, Анастасия Самороковская, Ирина Семенова
«Мы реально существующие люди. Мы студенты соцфака, и нас можно узнать в лицо», — написано на сайте «ОД групп». Ниже — фамилии и фотографии тех, кто не скрывает свою принадлежность к организации, критикующей положение дел на факультете. В числе первых идут Эля Забродина, Света Ерпылева, Катя Тарновская. Студенты действовали открыто: публично высказывали претензии, говорили о проводимых группой мероприятиях. Неудивительно, что подобное поведение многие преподаватели считали вызывающим. «Они нам говорили, что мы глупые, ничего не понимаем. Что с такими подходами у нас будут проблемы в жизни».
Что такое «проблемы в жизни», студенты почувствовали на экзаменах. На четырех студенток-активисток, раньше учившихся на «отлично», посыпались «уды» и «неуды». И у каждой набралось по «хвосту», пересдать которые оказалось невозможно...
«ОД групп» — организация, состоящая большей частью из студентов и выпускников соцфака, которая критикует уровень преподавания, порядки, существующие на факультете, и непосредственно личность декана Добренькова (по одной из версий, ОД расшифровывается как «отставка декана»). В прошлом году они привлекли к себе внимание общественности историей с кафе, принадлежащим, по слухам, сыну декана, где чай стоил 70 р., а салат 200, при том что это кафе — единственный общепит на факультете. Кафе закрыли, а студенты продолжили борьбу, теперь уже за качество образования. И хотя противостояние началось со скандалов, дальше у студентов началась рутинная работа: собрания, переговоры, написание новостей и отчеты о результатах на сайте. «ОД групп» замечали, но не трогали.
Информация о том, что подписаны четыре приказа об отчислении (которые пока что никто не видел), поступила 11 марта. Помощник декана по связям с общественностью нам это подтвердил. И попросил сделать особое ударение на то, что причина отчисления — академическая неуспеваемость. Делаем. По итогам зимней сессии к отчислению на факультете было представлено 30 человек. Подписаны только четыре приказа. Возможно, декан Добреньков еще одумается и подпишет оставшиеся?
Сайт «ОД групп»: www.od-group.org.
В LiveJournal: http://od-group.livejournal.com
Начало истории можно найти в № 12 (86) от 2–12 апреля 2007 г.: «Кушать подано. Соцфак МГУ против своих студентов».
Итоговый счет.
Света Ерпылева Отчислена 11 марта (академическая неуспеваемость). Не сдан экзамен по социологии кино. Считает, что преподаватель на своих авторских курсах озвучивал националистические взгляды на свой предмет.
«Такие репресии были совершенно неожиданными. Я не ожидала такой небоязни нарушений даже от администрации соцфака».
Катя Тарновская Отчислена 11 марта (академическая неуспеваемость). Незачет по технологии коммуникаций.
«Деканату было невыгодно отчислять студентов ранее, когда скандал вокруг соцфака был в самом разгаре».
Оля Бушнева Отчислена 11 марта (академическая неуспеваемость). Незачет по технологии коммуникаций.
«Вместе с Катей Тарновской и еще несколькими студентами я не пришла на пересдачу зачета. Ее неожиданно перенесли с 14 февраля на 13-е, никого не предупредив».
Эля Забродина Отчислена 12 марта (академическая неуспеваемость). Не сдан экзамен по общей социологии.
В отличие от других Эля не выходит на контакт. По словам помощника декана по связям с общественностью Владимира Минкевича, отчисление Эли днем позже связано с тем, что «приказы по-разному подписываются».
Отряд дамблдора.
• Они отчислили четверых студентов. Четырех активисток «ОД групп».
• Не за академическую неуспеваемость, как написано в приказах.
• Это только повод, ими же организованный.
• Они поставили перед собой задачу избавиться от тех, кто им мешает.
• Они ждали, пока все успокоится, чтобы неожиданно напасть.
• Они дали соответствующие установки соответствующим преподавателям.
• Они требовали, чтобы на факультете действовали по уставу. В соответствии с уставом, студентов, не ликвидировавших задолженности в срок, отчисляют.
• Они не дали шанса пересдать.
• Они пока не отчислили больше никого.
• Они не отдают приказы.
• Они не дают даже уйти с факультета. Чтобы забыть обо всем этом и начать учиться.
Деканат.
• Они подняли бунт. Самый настоящий бунт.
• Они хотели войны — они получили войну.
• Они искали помощи не у факультета или университета, а у общественности.
• Они поливали грязью факультет, его преподавателей и других студентов, которые учились, вместо того чтобы протестовать.
• Они захотели уйти в другой вуз, показав свое презрение к факультету.
• Им нужно было сдать сессию — никто им не мешал.
• Они знали сроки сдачи зачетов и экзаменов.
• Их спрашивали те же преподаватели, что и остальных, по тем же билетам.
• Им дали возможность пересдать.
• Они требовали, чтобы на факультете действовали по уставу. В соответствии с уставом, студентов, не ликвидировавших задолженности в срок, отчисляют.
Хроника событий.
28 февраля 2007 года Иван Ниненко (ГУ ВШЭ), Дмитрий Макаров (МГУ), Всеволод Чернозуб (РГГУ) раздавали у входа на соцфак выпуск бюллетеня «ОД групп» с требованием открыть на факультете кафе с низкими ценами. Ни один из них не являлся студентом соцфака, поэтому они согласились помочь, полагая, что к ним не могут быть применены никакие меры. Однако ребят задержали и доставили в ОВД «Университет», одного из них осудили за «распространение незарегистрированного СМИ». Впоследствии дело закрыли.
9 марта по приказу ректора от 18 декабря 2006 года о прекращении аренды кафе на соцфаке закрыто. Столовую, правда, так и не открыли.
15 марта ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий назначил комиссию для исследования положения дел на соцфаке.
23 марта на заседании ученого совета соцфака декан Добреньков заявил, что не допустит комиссию к расследованию до тех пор, пока ему не будет известно, что именно собирается проверять эта комиссия.
30 марта в эфире «Сити FM» выступали представители «ОД групп». В частности, они жаловались, что декан соцфака отказался допустить ректорскую комиссию к работе на факультете. 1 апреля в прямом эфире на «Эхе Москвы» ректор МГУ Садовничий заявил, что эта информация ошибочна, комиссия работает.
1 апреля родителей и студентов, пришедших на День открытых дверей на соцфаке, по дороге от метро до факультета встречали студенты, одетые клоунами, в майках с надписями «Нас обманули. Вы следующие» и раздавали информационные листовки и черные воздушные шарики. Некоторым удалось пронести листовки на факультет.
8 мая состоялась встреча студентов, входящих в «ОД групп», со студентами других факультетов и вузов. Многие участники поддержали инициативу создания независимой межвузовской студенческой организации, представляющей интересы студентов.
30 октября прошел методологический семинар «Теоретические модели, методы и объяснение в методологии социологического исследования», инициированный деканом соцфака. В конце семинара декан намекнул, что некоторые студенты слишком активно занимаются общественной работой, вместо учебы. К тому же он высказал недоумение, почему факультетские проблемы выносятся на обсуждение за пределы факультета.
25 января 2008-го студенты «ОД групп» и «За гуманное образование» (биофак) во время выступления ректора МГУ скандировали: «Плагиат — позор МГУ!», «Нет репрессиям на биофаке!», «Нет отчислениям за убеждения!», «У нас есть право не убивать!».
11 марта по итогам минувшей зимней сессии отчислены три студентки соцфака: активистки «ОД групп» Светлана Ерпылева, Екатерина Тарновская, Ольга Бушнева. На следующий день список дополнила Аэлита Забродина.
20 марта у метро «Университет» прошел пикет против незаконных отчислений в МГУ. Пикет был организован движением «Вперед», но участвовали и другие группы. Представители от ОД были, но отчисленные девушки не пришли.
OT«RE:AKции»:
Какой главный вывод можно сделать из двухсерийной истории, приключившейся на социологическом факультете? Бороться с «системой» — дело, конечно, благородное и увлекательное. Сила, конечно, в правде. Но кто сказал, что в жизни всегда побеждает сила?.. (Да и правда, как палка, бывает о двух концах: например обвинение в «национализме», которое студенты предъявили преподавателю, по нынешним временам смахивает на донос.) Конечно, надо воевать, пока кровь горяча. Но только не надо обижаться, что на войне убивают. Иначе это не война, а пейнтбол.