…Один мой приятель уверен, что нормально мы жили только до 988 года, то есть до Крещения Руси. А потом — сплошь годы террора, оккупации и реки крови. При этом он окончил истфак и отечественную историю знает прекрасно. Факты его не переубеждают, лишь злят. Он свято верит, что уже тысячу лет мы живем в режиме непрекращающегося ужаса. В чем дело? Он — неоязычник. Ну и там, где нас нет, всегда хорошо.
Еще один персонаж. Случайный попутчик в поезде Москва — Киев. Потомственный киевлянин. Полночи доказывал мне, что мы, «кляты москали», сотни лет оккупировали его «неньку Украину» и издевались над многострадальным украинским народом, чья история насчитывает 140 тысяч лет. Все было бы логично, если бы он не рассказывал это на русском языке. Потому что, как и многие киевляне, предпочитает говорить на нем, а не по-украински.
Подобные истории я слышал множество раз. Злодеи всегда те же — «москали», «русаки», а вот жертвы постоянно менялись: несчастная гонимая казачья, поморская, уральская, сибирская народности. Живут в России, относятся к одной нации, но при этом считают, что им срочно необходима независимость. В пределах их региона или хотя бы села. Это — сепаратисты.
Есть еще одна категория подобных фантазеров — либералы. Некоторые представители движения «Оборона», например, искренне верят, что воевать Россия никогда не умела и только трупами своих солдат врагов закидывала. А во Второй мировой лишь Англия и США заслуживают уважения, а Красная армия от Вермахта ничем не отличалась.
Исторические перлы либералов и сепаратистов — не просто забавные фантазии чудаков. Так, либералы считают, что Россия — это недоразумение, несущее опасность всему миру. Как ликвидировать эту опасность? Просто: ликвидировав саму страну, раздробив ее на множество удельных «княжеств», как это было до татаро-монгольского ига. На радость сепаратистам.
Либеральный миф: Виват французским оккупантам!
Эта концепция появилась в XIX веке в среде революционеров, стремившихся разрушить Российскую империю, в том числе — интерпретируя ее историю. Они были готовы сотрудничать с кем угодно. Чем и пользовались внешние враги империи, поддерживая «бунтовщиков» финансово и политически. Революционеры отрабатывали тему от души. Тогда идеологи разрушения России, находясь заграницей, идейно и финансово поддерживали молодых идеалистов, направляя их на кривую революционную дорожку, оканчивавшуюся виселицей за терроризм. Так вот, «герои революции» высказывали сожаление, что Наполеон не сумел «освободить» Русь, ведь он принес бы нам, темным и отсталым, «просвещенную европейскую свободу».
Сегодня нишу народовольцев стараются занять нацболы, нишу зарубежного «центра» — миллиардер в изгнании Леонид Невзлин. А внутри страны основные идеологические штампы либералов громче всех озвучивает лидер НБП Эдуард Лимонов. В интервью мусульманскому интернет-порталу Ислам.ру от 16 ноября 2005 г. вождь НБП заявил: «…русскую революцию 1917 года подготовили и осуществили недовольные нации, желавшие разрушить тюрьму народов. Можно говорить о том, что большевикам что-то не удалось, но все же по сравнению с тем отвратительным шовинистическим государством, которое существовало до 1917 года, они построили более прогрессивную конструкцию». Полная, конечно, чушь, но желающие верить в нее находятся.
Эти мифы нужны нацболам, чтобы говорить о необходимости уничтожения современной России. Лимонов об этом даже целую книжку написал. Конечно, в чьих интересах это делается, Вождь рядовым «товарищам» не объясняет. Для обоснования ложных целей нужна и ложная история. Вот Лимонов без стеснения призывает искажать историю страны в политических интересах: «России нужна новая действительность, новая история… то решили отпраздновать юбилей Куликовской битвы, то взятие Казани пытались отметить… все делается для того, чтобы перессорить народы. Если даже есть в истории такие эпизоды, то их надо забывать».
В пропаганде нацболов и книгах их вождя можно найти полный набор либеральных мифов о нашей истории, которые используются начиная с XIX века и по сегодняшний день. «Православие — азиатская религия, тормозящая прогресс», говорят они, например. Поэтому Лимонов предлагает принимать ислам, который якобы более перспективен для нашего народа.
В такой оценке православия лимоновцы полностью совпадают с еще одной структурой — «Национальной организацией русских мусульман». Члены НОРМа — выходцы из радикальных экстремистских организаций типа РНЕ, посчитавшие радикальный ислам наиболее подходящей религией для своих фашистских убеждений. Их идеология, более близкая к ваххабитской, чем к традиционному мусульманству, также требует своих героев и своей мифологии: «Примером выдающейся личности в российской военной истории явился драгунский вахмистр Самсон Макинцев. Он перешел на сторону Персии в далеком 1802 году и принял там ислам». У них можно встретить такие оригинальные измышления: «Путешественник Афанасий Никитин, автор знаменитого «Хождения за три моря», принял в Индии ислам и отказался от веры отцов».
Задача такого мифотворчества — прививать нам комплекс неполноценности. Те, кто поверил, автоматически начинают утверждать, что наша страна, ее основная религия являются второсортными. А мы сами не в состоянии справиться с такой территорией и ресурсами: «Россия слишком большая, «разбухла» от постоянных захватнических войн, в которых российские войска всегда побеждали исключительно числом, закидывая противника трупами. А для более эффективного развития ее необходимо значительно уменьшить». Сократить… Распродать… Развалить…
Из этого утверждения и вытекает вторая, не менее опасная и обширная мифология — сепаратистская. В общем-то, она является логическим продолжением всей либеральной системы воззрений на нашу историю.
Сепаратистский миф: Берлин — столица нашей Родины
Четыре года назад в России была перепись. После нее мы с удивлением узнали, что в стране, оказывается, появились новые народы. Впервые в переписных листах было отмечено 140 тысяч казаков, а также 6524 помора. Эти люди — жертвы пропаганды.
На сегодняшний день существует около десятка проектов «отдельных народов», которым, по утверждениям их идеологов, необходима независимость от России. Что объединяет сторонников этих проектов? Вера в то, что «мы всегда были отдельным народом», но «наша земля издревле была оккупирована москалями». Ненависть к остальной России, уверенность в том, что они живут под оккупацией, которую необходимо сбросить, дабы Москва больше не могла «грабить их малую родину».
Все они испытывают неприязнь к Москве и к московитам, как к носителям «тоталитарной, азиатской традиции». Сепаратисты всех мастей искренне верят в то, что «московиты» украли их имя и их историю, что «из всех хозяев московиты были самыми жестокими и нетерпимыми».
Так, например, поморы в Архангельске зарегистрировали «Национально-культурную автономию поморского народа» и получают на «развитие» деньги из бюджета. А по сути дела — ведут антироссийскую деятельность, направленную во вред стране. В 2005 году поморская НКА приняла участие в норвежском проекте «2005 год — год коренных народов стран Баренц-региона».
Баренц-регион — это название северных областей нашей страны, придуманное норвежцами. Норвегия, которую Советская армия в 1944 году освободила от немецкой оккупации, постоянно предъявляет нам территориальные претензии. Для этого норвежцам и нужны «прикормленные» сторонники на нашей территории. Под брендом «год коренных народов», который якобы «стимулирует культурное развитие», норвежцы утверждают необходимость отделения части наших северных земель. У них чисто экономические интересы — этот регион весьма богат природными ресурсами.
Сепаратисты считают, что они представляют древний народ, который много веков подряд насильственно русифицируют. Уничтожение национального языка и культуры дошло до такой степени, говорят сепаратисты, что теперь большинство сибиряков считают себя «не представителями сибирского народа, а русскими»! Сторонники сибирского регионализма приступили к «воссозданию» никогда не существовавшего «сибирского языка». А вот так они обосновывают необходимость его «возрождения»: «На протяжении ХХ века сибирские диалекты вымирают под давлением официального русского и в связи с уничтожением крестьянства как основного носителя диалекта».
Активисты создают сайты, «пробивают» публикации о себе в прессе. Сейчас все это смотрится смешно. Впрочем, в конце XIX века на территории восточных земель Австро-Венгерской империи точно также начинался проект страны, известной нам теперь как «Украина». Наработки либералов и сепаратистов пытаются использовать и ультра-националисты, лишь немного меняя акценты.
Так, один из активистов сепаратистской «Русской республики» и «Народной национальной партии Иванова-Сухаревского» Алексей Широпаев в книге «Тюрьма Народа» утверждает, что центр Руси с 1933 по 1945 находился в Берлине.
Это еще не самое бредовое. Есть другие открытия Широпаева: «Германская Русь» например. Он говорит о неспособности русского народа к государственному строительству — мол, «без немцев нам государство не создать», да и вообще «русские — это некая этническая смесь», неполноценные. (Интересно, что бы сказал Петр I Широпаеву?) Единственно, где русский народ «расово чист», утверждает он, это северо-восток России — земли Новгородского княжества. Вот там-то и необходимо создать новое, истинно русское, расово чистое государство. Небольшое, «подлинно европейское», отказавшись от «азиатского наследия Московии с ее неполноценным населением, тоталитарной психологией и ложной церковью». Сам автор придерживается языческих воззрений, основывающихся на придуманной в начале ХХ века «Велесовой книге».
А что для него Россия историческая? «На протяжении столетий Орда-Евразия существовала в различных формах: Тюркский каганат, Монгольская империя, Российская империя, Советский Союз. Сейчас мы видим очередное издание Орды-Евразии в форме Российской Федерации». Явно, что наша страна для Широпаева — это что-то чужое и неприятное. А мы, ее народ, — сборище неполноценных ублюдков. Остается понять — кем он и ему подобные являются для нас.
***
Дело здесь не в оскорблении национальной гордости, хотя это хороший случай вспомнить, что она у нас есть. Можно было бы, конечно, напомнить, что быть гражданином великой страны — нечто более важное, чем местечковые амбиции. Но важно понимать другое: невозможно изменить к лучшему настоящее только за счет рецептов из прошлого. Тем более, если это прошлое придумано исключительно в пропагандистских целях. Прежде чем спорить, не славяне ли основали Рим, решите — так ли это важно для вас и почему это важно для вашего собеседника.
«Форма СС латышам была отвратительна»
Непростые отношения России и Латвии еще больше осложнились в феврале этого года. Латыши выкупили «Архив 15-й дивизии Латышского легиона СС» у коллекционера из Нидерландов. Их испугала возможность публикации компрометирующих Латвию документов в западных СМИ.
Российские эксперты сомневаются в том, что латышские историки смогут объективно отнестись к материалам архива. Ведь в Латвии проводят ежегодные парады ветеранов СС и воздвигают им памятники. Власти отрицают преступную сущность прибалтийских легионов, ссылаясь на то, что якобы в ходе Нюрнбергского процесса эти легионы не были признаны «подлинно эсэсовскими». Это искажение истории стало поводом для обмена дипломатическими нотами между МИДами двух стран в 2004 году. Но Латвия продолжает упорствовать, отрицая свою причастность к военным преступлениям и гибели 300 тысяч мирных жителей на Северо-Западе России, уничтоженных в ходе Второй мировой войны.
«Находчивые» прибалтийские историки выдвинули новую концепцию. Оказывается, их деды абсолютно не хотели вступать в СС добровольцами, а черная форма, запятнанная военными преступлениями, вообще была им отвратительна. Но им пришлось пойти в СС для того, чтобы получить оружие для борьбы с еще более ненавистным агрессором — «коммунистами». Прибалтийский официоз утверждает, что легионы «обороняли свою землю от коммунистов». Только делали они это почему-то в Новгородской и Псковской областях.
Археология опровергает утверждения о том, что латышам была неприятна атрибутика СС. Рассказывает военный археолог: «Я лично раскапывал кладбище прибалтийских эсэсовцев на юге Новгородской области. Кладбище человек на 150, все тела лежали в гробах, причем у них были не типовые немецкие медальоны. У всех находили «зиг-руны», вырезанные из консервных банок. Дело в том, что немцы до конца не признавали их «настоящими эсэсовцами». В тот период войны носить «зиг-руны» литовцам еще не разрешалось. Но им так хотелось чувствовать себя полноценными «эсэсманами», что они носили самодельные».
Все остальное настолько же достоверно?