ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
ЭКОФУДС, те самые помидоры
Предсказания писателей-фантастов сбываются. Помните — сидит чувачок в противогазе на минус девяностом этаже, пьет рециркулированную мочу, закусывает синтетическими углеводами подробнее »
Соблазнение масс
Гражданка Популярность — выкрутасистая такая! Влюбляется направо и налево то в правильных субъектов, то в каких-то сморчков безголосых. Такая бессистемность подхода, конечно, раздражает. Гражданка Популярность, как и любая подробнее »
Весенний адреналин
Футбольная болельщица, не раз принимавшая участие в футбольных выездах, рассказала газете «Re:Акция» о поездке в Нальчик. подробнее »
Средства оправдывают цель
В 9 регионах выборы завершились победой «Единой России», и в Законодательные собрания вошли молодые люди. подробнее »
Прибалтийские мифы
Туула — не просто имя давней возлюбленной, воспоминание о которой словно призрак сопровождает автора в прогулках по Вильнюсу шестидесятых-семидесятых. Это пароль, открывающий дверь в удивительный, грустный, фантасмагорический город. подробнее »

Главная » Архив » Номер 9 » Вы пишите, Вам зачтется
Вы пишите, Вам зачтется
Номер: №9, "Еще не партия, уже не стадо"
(12 марта 2007 — 22 марта 2007)

Рубрика: Обоняние
Тема: ГОВОРЯТ И ПОКАЗЫВАЮТ МОЛОДЫЕ ПИСАТЕЛИ
От: Михаил Бойко


«Молодая» литература похожа на морского зверька, мучительно долго карабкавшегося на галечную отмель общественного внимания и… получившего багром по нежной мордочке. Как много говорилось в последние годы о дефиците внимания к литературе. Почему же, когда президент встретился с пятнадцатью молодыми литераторами, реакция общества оказалась далеко не благожелательной?
Литературу молодых писателей отличают три особенности.
Во-первых, она носит сугубо автобиографический характер — молодые писатели могут писать только про себя, про то, что у них болит. Вообще-то это свойство состояния влюбленности — придавать каждому слову, черте и действию предмета страсти почти космическое значение. Вот только предметом страсти в литературе молодых выступает сам повествователь…
Во-вторых, «молодую» литературу отличает предельная откровенность повествования. В каждой строчке молодого автора сквозит столько неподдельного интереса к самому себе, что, кажется, другому человеку просто невозможно этим интересом не заразиться. Сами тексты, правда, расползающиеся, неровные, с уходами в романтический максимализм или инфантильное бегство от реальности…
В-третьих, молодые авторы поражают почти полным отсутствием нравственных рефлексий и непоколебимой уверенностью в священности своего права поступать именно так, а не иначе. Подобно авторам объявлений о знакомствах, они могли бы обозначить себя сокращением «б/к» — «без комплексов». Молодым свойственно пинать условности, как заржавевшие орудия пытки…
Почему же молодые литераторы покидают литературный процесс почти так же внезапно, как в него врываются, и лишь немногие из них становятся профессионалами?
Дело в том, что любой человек способен набрать жизненных впечатлений на одну книгу. Но в дальнейшем он будет не способен ни на что, кроме унылых самоповторов. Многие выскребли себя до донышка уже в первом «крике души». Где, например, молодая писательница Ирина Денежкина? Ау?
Молодому писателю приходится страдать от уязвленного самолюбия, безразличия общества к литературе и литераторам, он ощущает хроническую пустоту в кармане, и потому необходимой составляющей его публичного появления является «самопиар». Для него смаковать свою жизнь — единственный способ самоутверждения. О, известность! Как растапливает она сердца и сплющивает их в один большой комок самолюбования! Как раскручивает веретено нарциссического «я» в мозгу молодого писателя!
Однако возьмем молодых писателей, поэтов и критиков под защиту. Обратим внимание, насколько сильно отличаются современные молодые писатели от молодых писателей середины 90-х. Сравнение не в пользу печально известного «поколения X». Молодой писатель предыдущего десятилетия — анархиствующий бунтарь, ненавидящий самого себя и лицемерное общество. Ненависть привела поколение 90-х к абсолютному фиаско или крайностям во всем диапазоне от Ильи Стогоff’а до Алины Витухновской…
Новое поколение молодых писателей не столь разрушительно. Они прагматичны. Не питая надежд на изменение мира, они более осторожно нащупывают свое место в нем. Если все-таки бунтуют, то с четким пониманием того, где заканчивается литература и начинается жизнь. Ну, написал Захар Прилепин роман о нацболах. Однако написал достаточно осторожно — настолько, что снискал похвалу привередливого критика Андрея Немзера, не признающего никакой другой идеологии, кроме либеральной. Роман был обласкан. Получается, что в государстве все не так плохо — ведь иначе книгу ждала бы глухая блокада?
Не столь уж они и плохи, эти молодые писатели. Может быть, кому-то из них суждено увидеть, что мир не исчерпывается их незаурядными персонами, и они создадут действительно значительные произведения, а кому-то, возможно, придется дойти до предела небезграничных возможностей вранья о самом себе. В любом случае, недобросовестным журналистам, зубоскалящим над встречей президента с молодыми писателями, хочется адресовать фразу, вывешиваемую обыкновенно в общественных туалетах: «Господа, точнее направляйте свои мысли!».
 
АВТОРИЗАЦИЯ: МИХАИЛ БОЙКО
Закончил физфак МГУ, отслужил в армии, прежде чем заняться журналистикой, работал инженером. Сферы интересов — литература и молодежная политика. Постоянный автор непостоянной рубрики «Свежая кровь» в НГ-Ex Libris — литературном приложении к «Независимой газете».
 
ВАСИЛИНА ОРЛОВА:
Говорят, автор не может ни одну загогулину нарисовать, которая не была бы в известном смысле его автопортретом. С другой стороны, ни один автопортрет не является адекватным своему создателю. Для меня автобиографичность любого произведения есть нечто неизбежное, но уже в силу этой неизбежности стремиться к ней не нужно. Контекст умирает — текст остается.
Василина Орлова (р. 1979) — прозаик, поэтесса и литературный критик, автор нескольких книг. В последнем романе «Пустыня» рассказала о своем неудачном браке. Выпустив бульварный дамский роман «Стать женщиной не позднее понедельника», поклялась этого больше не делать, несмотря на финансовый успех.
 
ДЕНИС ГУЦКО:
У меня вышла всего одна книга — про службу в армии. Больше я не хочу к этому возвращаться. Мои рассказы уже нельзя назвать автобиографичными. Так же как и мой новый роман.
Денис Гуцко (р. 1969) — лауреат премии «Букер — открытая Россия» за лучший роман 2005 года «Без пути-следа», в котором рассказал о своей службе в «горячих точках». Вручение премии было омрачено отказом председателя жюри Василия Аксенова назвать имя победителя. Участник встречи с Владимиром Путиным в Ново-Огареве.
 
АНДРЕЙ РОДИОНОВ:
Для меня важнее всего география — улицы, дворы. А вот люди — это выдуманные или собирательные образы. «Поэтом московских пролетарских окраин» меня называют те, кто, наверное, живет во дворцах. Я пишу об общей для всех москвичей реальности.
Андрей Родионов (р. 1971) — один из самых популярных московских поэтов, завсегдатай поэтических тусовок, характеризует свои стихи как «монологи человека не особо симпатичного морального облика», работает красильщиком в одном из московских театров.
 
РОМАН СЕНЧИН:
Думаю, сегодня время автобиографической литературы. Недаром так популярен жанр «нон-фикшн», да и большинство произведений художественной литературы, которые замечают, имеют автобиографическую основу, черты документальности. «Ура!» Сергея Шаргунова, «Патологии» и «Санькя» Захара Прилепина, «Третье дыхание» Валерия Попова, «Помощник китайца» Ильи Кочергина, «Духless» Сергея Минаева и многие другие книги.
Я тоже пишу в основном автобиографическую прозу, от первого лица. Хотя для создания настоящего литературного произведения, считаю, автобиографические моменты нужно растворять в достоверном вымысле, распределять между персонажами. Как, скажем, в «Тихом Доне», в «Идиоте». С другой стороны, сегодня важно доверие к тексту, а его можно добиться в основном правдивостью. Автобиографической прозе доверяешь больше, чем талантливой беллетристике.
Роман Сенчин (р. 1971) — лауреат премии для молодых литераторов «Эврика», премии «Вдохнуть Париж» и других. Автор четырех книг, подкупающих взглядом с социального дна, с которого практически невозможно подняться, но на котором еще возможна рефлексия. Отказался от участия во встрече с президентом в Ново-Огареве.
 
СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ:
Конечно, моя проза автобиографична. Сама жизнь дает материал для творчества. Только в том случае, когда героем является Шаргунов, — это чаще всего вымысел. А когда я пишу о других — это больше про меня. Мой Шаргунов может воевать в Чечне, быть космическим туристом. А другие герои могут страдать от неуверенности в себе. Наверное, в них больше Шаргунова, чем в его марширующем литературном двойнике.
Сергей Шаргунов (р. 1980) — прозаик, поэт и критик, лауреат премии «Дебют» 2001 года. Последний роман «Птичий грипп» посвящен жизни молодежной околополитической тусовки. Выходу романа в издательстве «Ультра. Культура» помешала продажа издательства и скоропостижная смерть Ильи Кормильцева.
 
ВИКТОР ПУЧКОВ:
Моя повесть автобиографична на две трети. Я не собирался писать конкретно о диабете. О болезнях достаточно написано. Я хотел написать повесть, которую можно было бы начать читать с любого места и которая начиналась бы с фразы: «Медсестра устало смотрит на меня и ждет ответа».
Виктор Пучков (р. 1985) — лауреат премии «Дебют» 2006 года в номинации «Крупная проза» за автобиографическую повесть «Сахарная болезнь», написанную от лица подростка, больного диабетом.
 
ИЛЬЯ КОЧЕРГИН:
Мне выдумывать вообще сложно. Наберешь кирпичиков, но складываешь их не в той последовательности, в какой они случились, а в той, в которой тебе надо. Из-за этого многие обижаются. Когда вышла моя книга, я отослал ее своим друзьям, с которыми работал на Алтае. Там был выдуманный момент. У героя закончился неудачно роман в Москве, но в поезде по дороге на Алтай он подружился с девушкой, с которой у него все получилось. Мои друзья стали разгадывать: этого героя узнали, этого узнали… А что за девчонка? Кто бы это мог быть? Вспомнили какую-то знакомую. Так! Значит, она девушка распущенная! И пишут — как ты мог девчонке жизнь испортить?
Илья Кочергин (р. 1970) — четыре года проработал на Алтае лесником, о чем рассказал в книге «Помощник китайца» (2003). Лауреат премии правительства Москвы в области литературы и искусства. Участник встречи с Владимиром Путиным в Ново-Огареве.

Всего оценок: 3, средний балл: 2.3
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →

Статьи рубрики:
» Сами реформируете — сами и образовывайтесь
» Прощаемся с зимними аллергиями… и встречаем весенние
» Референдум, которого не было
» Козленок должен стать травоядным?
» Студенческий форум в Краснодаре




Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru