Сегодня самая популярная тема — участие в «Марше несогласных» Шевчука. Кто-то радуется, кто-то сожалеет. Но лишь немногие понимают, что ничего удивительного тут нет.
Так называемая русская рок-музыка семидесятых-восьмидесятых годов XX века играла ту же роль, что и русская литература веком раньше. Если на Западе рок — это всего лишь музыкальное направление, то в СССР рок прежде всего был позицией, политическим манифестом. Рок-музыканты были не музыкантами, рок-музыканты были прежде всего поэтами.
Русский рок невозможен без идеи. В восьмидесятые рок-тусовка бунтовала против системы, против существующего строя. Недостатки рифм и убогость музыки с лихвой компенсировались ощущением протеста, свержением идолов. В девяностые, когда в сердцах и головах царил хаос, почти все рок-сообщество ударилось в морализаторство, религию, нравственные принципы. Недавние плохиши и бунтовщики призывали к милосердию и состраданию, в то время как с поп-сцены на нас сыпались песенки про секс и бабло. И это было ровно таким же бунтом, ровно таким же антимэйнстримом, как и в восьмидесятые. Государственник-патриот в девяностые казался маргиналом, устаревшим элементом, отживающим свое оппозиционером. Поэтому почти весь русский рок стал государственническим и патриотичным.
А в двухтысячные, чтобы остаться на плаву, пришлось перекраиваться. Во-первых, стать все же рок-музыкантами, чтоб быть в формате. То есть саунды, музыка, вокал, приличная студия, все дела. А во-вторых, искать себе нишу. «Чайфы», например, нашли прекрасную нишу «дом-семья-дети — главные ценности, пиво-футбол, спокойная жизнь». «Алиса» так и не вышла из православно-патриотической патетики и неплохо у нее это получается. С БГ и так все понятно, он сосредоточился на человеке, его поиске и смыслах, а также на ироничности постмодерна. А Шевчук ушел в эксперименты и все никак не мог найти себя.
Альбомы ДДТ начиная с конца девяностых отличались одним-двумя хитами, а в остальном были никакими. Музыкальными находками и не пахло — Шевчук вообще поэт, а не музыкант. Петь, прямо скажем, не умеет. Да и образ питерского пьяного бунтаря, который бы Юрию Юлианычу удался, уже перехвачен Шнуровым. Вот и ищет. Последний альбом — почти блатняк, чистый формат шансона. При этом политическая позиция ярко выражена в песне «Я пил в квартире генерала ФСБ», вполне себе оппозиционная. Шевчук нашел свою нишу: если ты оппозиционный журналист, то не надо уметь писать, главное — выразить позицию. А если ты оппозиционный музыкант, то играть не обязательно, если песни про политику.
Так что правильно все, Шевчук нашел незанятую нишу, где будет ему хорошо. Любая песня на трех аккордах с незамысловатой моралью объявится антисистемной и будет раскупаться. И несогласным хорошо: у них гуру будет. И нам хорошо: несистемная оппозиция готовилась к самому важному событию — выборам президента и массовому протесту — и так наготовилась, что только тысяча в Питере (причем часть москвичей) и что-то несуразное в Москве. Провал полный. А так хоть есть о ком статьи писать.
Гнать таких, как вы из журналистики надо, потому как прежде чем писать, нужно знать то, о чем собираетесь писать.
Просто газетенка ваша стала единороссовской, вот вы и беситесь, что Юрий Юлианович пошел на Марш Несогласных.