11:30 утра. 24 февраля 2008 года. Из аэропорта Хитроу Лондона в небо поднялся авиалайнер Boeing 747 компании Virgin Atlantic. На борту не было ни одного пассажира. Когда ровно через два часа он приземлился в Амстердаме, единственному летчику аплодировали, а самолет нежно похлопывали по серым бокам и косились на топливный бак. Один из четырех бензобаков «боинга» на 20 процентов был заправлен кокосовым маслом и маслом бразильской пальмы бабассу. Это первый в мире полет самолета на биотопливе, и его считают началом революции в авиации.
Я бы не полетела. Одно дело ездить на машине, заправленной пусть даже газировкой или сладким сиропом, как в «Незнайке», а другое — лететь на высоте 10 тысяч метров над землей. Но нефть кончается и стоит уже 100 долларов за баррель. Еще в начале века его стоимость не поднималась выше 30 долларов. Мировых запасов нефти, по различным подсчетам, хватит на 30–50 лет. И что дальше? Мы не умеем жить без нефти. Множество мелочей, которые нас окружают, — ткани, пластмассы, краски, лекарства, мебель и даже моющие средства производятся из нефти. 90 процентов мирового транспорта зависит от нефти, и проще создать биотопливо, чем найти заменители нефти для производства каждой из этих бытовых мелочей.
Для перелета Лондон — Амстердам «боингу» понадобилось масло 150 тысяч кокосов (для заправки всего 20 процентов одного бака из четырех!). Российский климат не пригоден для выращивания кокосов, а тем более ореха бабассу (до этого дня его использовали только в средствах по уходу за кожей, лосьонах для загара и препаратах для ухода за сухими и ломкими волосами). Зато для получения жидкого топлива — этанола, биоэтанола и биодизеля — пригодны сахарная свекла, рапс и кукуруза, они в России растут.
Развивающиеся страны волнуются: аграрное хозяйство — их конек. И легко предположить, что грозят две беды. Первая — экологические проблемы как явное следствие неизбежной варварской вырубки лесов под новые посевы (поскольку страны третьего мира не слишком увлечены экологией). Например, можно уже начинать прощаться с «легкими планеты» — тропическими лесами Бразилии. Вторая беда — рост цен на продукты питания. Это коснется всех. Для получения топлива необходим колоссальный объем биомассы. А значит, технические культуры могут серьезно потеснить продовольственную пшеницу и т. п. Как следствие — быстрый рост цен на все зерновые культуры, а значит, и на хлеб.
Но все же... «Этот новаторский проект позволит тем из нас, кто серьезно озабочен снижением углеродных выбросов, разработать топливо будущего, на котором будут летать самолеты нового поколения, например топливо на основе водорослей», — радостно заявил президент Virgin Atlantic Ричард Брэнсон, когда приземлился первый «кокосник». Морские водоросли давно называют самым оптимальным сырьем для производства биотоплива: они неисчерпаемы и легко возобновляются. В Японии, например, уже есть фермы по их разведению. Для этих целей больше всего подходят быстрорастущие саргассовы водоросли. Кроме того, японцы надеются, что помимо основной топливной функции они очистят море от питательных солей, которые попадают в море с прилегающей суши. Кроме шуток, водоросли и для России в качестве сырья для топлива подходят больше всего. У нас есть выход к 14 морям, это больше, чем у любой другой страны мира, а значит, есть шанс занять «биотопливную» нишу в мире. И это может стать нашим коньком — точно так же, как сегодня нефть.
Try our High-Converting Ad Creator for 7 days with no cost obligations at www.ai-ads-creator.biz and get $500 in Google Ads credit!
You can opt out of your domain anytime
https://web-4u.org/optout/?site-reakcia.ru