Александр Гусев,
главный редактор международного научного журнала «Альтернативная энергетика и экология»:
Необязательно расширять пахотные земли и уж тем более вырубать леса. Колоссальные объемы биомассы сосредоточены в морях и океанах — нужно смотреть туда. В составе водорослей 60 процентов масла — это очень много. Водоросли можно перерабатывать в полисахариды, необходимые для производства спирта. Когда водорослям не хватает кислорода и ионов серы, растворенных в воде, и процессы фотосинтеза резко ослабевают, они начинают интенсивно вырабатывать водород, а он нужен для производства синтетического топлива. Можно создавать плантации на искусственных плавучих платформах в морской и океанской акватории, также разводить водоросли можно в теплой воде от электростанций.
Да, сейчас у нас нет ни одного «водорослевого» завода и можно сказать, что мы отстаем. Проблема не в проектах, русский ум их придумает сколько угодно, — тяжело найти команду, которая продвигала бы прорывные идеи. Нужны организаторы настоящего научного и производственного бизнеса, люди, готовые рисковать во всем и двигаться вперед за идею, ведя за собой ученых и инженеров.
Сергей Синицин,
доцент кафедры химической технологии углеродных материалов Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева:
Главная проблема России — где брать сырье, а технологии уже давно есть. Не рационально засевать поля техническими культурами в ущерб продовольственным. В прошлом году цены на продукты в Европе скакнули в два раза именно из-за попытки «выращивать биотопливо». Поэтому сейчас в Германии закрывается завод по производству биодизеля из рапса. Судите сами: чтобы произвести 40 тысяч тонн биотоплива, заводу требуется 140 тысяч тонн рапса. Например, чтобы Москва перешла полностью на биотопливо, нужно несколько миллионов тонн того же рапса.
Производить биотопливо выгодно в странах, где снимают несколько урожаев в год. Например, Бразилия — один из лидеров в этой области. По статистике 2005 года, из 32 миллионов тонн топлива, произведенного в мире, на страну приходится 11 миллионов. В России за этот же год произвели всего 560 тысяч тонн биотоплива. Это в основном этанол, то есть спирт. Но производить его в России не выгодно из-за сложностей с акцизами: нужно доказать, что это топливо, а не алкогольный напиток.
Этанол стал самым популярным альтернативным топливом в Америке. Здесь работает 97 биотопливных заводов. Этанол добавляют к обычному бензину и продают под названием gasohol. В Европе работает сеть автозаправок с бензином марки E-85 — обычный бензин, на 15–85 процентов разведенный биотопливом. Естественно, двигатель автомобилей адаптирован под такую смесь. Выходы на биотопливо нужно искать именно для автомобильной промышленности, ведь она потребляет больше всего нефти. На долю авиации приходится не более четырех процентов.
Есть еще древесина. Но тут тоже проблемы. При производстве топлива много отходов, и что делать с вредными стоками, производители сами не знают. Кажется, единственное доступное и приемлемое сырье — водоросли.
Антон Овсянко,
член управления Национального биоэнергетического союза:
Ситуация парадоксальная: люди уверены, что энергетический прогресс для стран зависит именно от производства жидкого биотоплива. Все помнят об автомобилях, но забыли о батареях, которые греют нас зимой. Внимание надо обратить на более перспективное твердое биотопливо — грубо говоря, на дрова и навоз. Такие энергоносители биологического происхождения брикетируются и могут использоваться в каминах жилых домов и топках тепловых электростанций, вырабатывая дешевое электричество, используемое в бытовых и производственных нуждах.
Таким биотопливом можно заменить уголь, мазут, газ — сейчас все это намного дороже топливных гранул, и оборудование дороже. Пока производство жидкого биотоплива может быть интересно только крупным компаниям, то есть олигархам.
Ни о каком биотопливном прогрессе в России нельзя говорить хотя бы потому, что у нас нет ни одного закона в области биоэнергетики. Но подвижки в этом направлении есть: уже в марте-апреле Министерство сельского хозяйства России обещает объявить конкурс на выработку законов в этой области. Наш Биоэнергетический союз надеется в этом поучаствовать. Как мне кажется, в первую очередь нужно провести мониторинг биоресурсов каждого региона и ввести налоговые льготы для предприятий — производителей биотоплива.