Оглянитесь вокруг. Прислушайтесь. Вы видите — исчезли звезды шоу-бизнеса? Настоящие мировые поп-звезды, которых знает каждая гиена в Африке. Поп-звезды, которые ездят на своих, а не взятых напрокат лимузинах. Звезды, которые летают в собственных самолетах и за которыми с космических спутников охотятся папарацци с миллионными гонорарами. Остались лишь актеры и Пэрис Хилтон. А мировые поп-звезды исчезли как класс.
Московский диджей и продюсер Сергей Пименов, создатель проекта «Катя Чехова» и компании Uplifto Records, знает толк в self promotion. Когда-то Сергей Пименов жил в Ростове-на-Дону, играл там со своим другом Александром Поляковым электронную музыку и выкладывал ее на сайт mp3.com. Однажды одна из композиций дуэта Пименов-Поляков, более известного теперь как ППК, стала неожиданно популярной. Ее заметил главный диджей мира Пол Оакенфолд, отнес на радио BBC1, и вскоре случилось невиданное: русская группа впервые попала на третье место британского чарта (так принято называть хит-парад TOP40 радио BBC1, один из самых динамично меняющихся и авторитетных чартов в мире). Культурная блокада была прорвана, и последующий успех «Тату» и других русских артистов был теперь лишь вопросом времени.
И вот теперь Сергей Пименов, который когда-то попал в серьезный шоу-бизнес (а на одних выплатах с сайта mp3.com группа ППК заработала больше ста тысяч долларов) через Интернет, выступает с манифестом, отрицающим существование шоу-бизнеса вообще. Этот манифест опубликован в «Живом журнале» (http://pimenov-uplifto.livejournal.com/431616.html), и вот его основные положения:
1. Звезд больше не будет.
2. Хитов больше не будет.
3. Крупных компаний звукозаписи больше не будет.
А что же будет? А будет одно сплошное телевидение одна сплошная самодеятельность. Уровень компьютеров, музыкальных редакторов и синтезаторов вырос настолько, а их стоимость упала настолько, что сегодня любой студент может позволить себе записать Violator или Shine On You Crazy Dimond в комнате своего общежития — хватило бы таланту, а технические проблемы исчерпаны. А записав свой Enjoy The Silence, наш студент может выложить его на YouTube, сообщить об этом миру в своем ЖЖ, а после этого «откинуться в кресле» (с) Microsoft Corp. и ждать наступления славы и денег.
Неминуемы изменения и на стороне потребителя. Потребителю больше не нужны музыкальные телеканалы, «Русское радио» и альбомы, купленные в магазине «Союз». Потребитель сам составляет себе радио в своем mp3-плеере, он сам составляет себе и телевидение — для этого у него есть YouTube. Автор и потребитель выходят на прямое общение друг с другом. Я написал — ты послушал, и нам не нужны никакие продюсеры — я получу сполна все заплаченные тобой деньги, а ты заплатишь ровно столько, сколько мне надо, без всяких переплат посредникам. А если моя музыка или видео понравится кому-нибудь с большими деньгами — то и вовсе здорово, я разбогатею.
Вот как описывает новую модель в своем манифесте Сергей Пименов: «Придумай что-то, что понравится людям, — и готово. У тебя есть все инструменты, чтобы стать известным и заработать денег, не изменяя себе. Сделай музыку и выложи ее бесплатно в сеть — если она хороша, тебя услышат и заметят. Сними фильм на свой телефон, получи 100 000 просмотров на YouTube, а потом продай второй фильм «Нокиа» или «Кока-кола».
Звучит заманчиво, как сказал бы герой посредственного американского кинофильма. Настолько заманчиво, что наверняка где-то здесь кроется невидимый подвох.
Итак, я написал хорошую песню и выложил ее в Интернет. Слушателю понравилась эта песня, и он скачал ее к себе в плеер. Где же мои деньги? Наверное, если слушателям нравится моя музыка, они дадут мне денег на творчество. Скажите, пожалуйста, если вы можете взять что-то бесплатно, вы станете платить за это? Вряд ли. Ну тогда можно продавать песни. Не давать их бесплатно, пока не заплатят. Как это происходит сейчас, при шоу-бизнесе. А откуда тогда слушатель узнает, что я написал хорошую песню? Ведь сначала он должен заплатить, а только потом прослушать, а кто же станет платить за то, что он не слышал? Значит, нужна какая-то медиа, которая покажет публике мою прекрасную музыку. Какое-то радио… черт, мы же договорились, что у нас больше нет радио!
Значит, бизнес-модель «автор — потребитель» не работает. И, так и не получив денег за свое творчество, наш студент встает со своего кресла и идет в магазин продавать телевизоры. Пока ему не позвонят из «Нокиа» или «Кока-колы». Или хотя бы с «Русского радио».
Но это только один конец палки. С одной стороны, шоу-бизнес не умрет, пока он сам этого не захочет, поскольку рекорд-компания ничем не отличается от студента — она тоже создает и предлагает товар. И она может предложить свой товар лучше, чем это делает студент, потому что есть радио. Но потребитель, который не привык платить студенту, постепенно отучается платить и рекорд-компании. А рекорд-компания, в отличие от студента, не может решить проблему неплатежей работой в магазине по продаже телевизоров. Рекорд-компания без денег закрывается. И это второй конец палки.
И вот перед нами открывается вторая часть пророчества Сергея Пименова. Та часть, о которой он и сам не хотел бы рассказывать. Темная и мрачная часть.
Шоу-бизнесу умирать не хочется, но кажется, что агония неизбежна. Тиражи альбомов и песен во всем мире падают, собираемость залов падает, после Бритни Спирз и Роби Уильямса в мире не появилось ни одной глобальной поп-звезды. На музыкальных телеканалах музыки стало гораздо меньше, чем японских мультиков или реалити-шоу. Это — факт. Шоу-бизнес каза болду (умирать — киргизск.).
Но страшная правда состоит не в этом. Страшная правда состоит в том, что замены шоу-бизнесу не существует. Ее нет ни в интернет-дистрибуции музыки, ни в составлении слушателями собственных плей-листов. Из музыки уходят деньги, и как остановить этот процесс — не знает никто. А когда деньги из музыки уйдут окончательно, умрет и сама поп-музыка. Ее больше попросту незачем будет делать. Конечно, музыка вообще останется, вопрос лишь в том, многим ли она понадобится. Исчезнет конкуренция.
То же самое, только в гораздо более катастрофических масштабах, ожидает рынок книгоиздания. Как только будет изобретено устройство, позволяющее читать текстовые файлы с комфортностью книги — издательский рынок рухнет. Конечно, литература от этого не умрет — но ее качество снизится до уровня, по сравнению с которым и Дарья Донцова покажется Анной Ахматовой. Потому что умрет конкуренция.
Об этом Пименов в своем манифесте не пишет. Оно и понятно — об этом писать страшно. Потому что весь мир стоит на пороге цивилизационного изменения отношения к культуре. Культура в качестве носителя духовности не нужна уже лет сто. Культура в качестве товара скоро перестанет быть интересной.
Вот зачем она будет нужна дальше — большой вопрос современности. Лично у меня ответа на этот вопрос нет.
КОГДА ПОЮТ ОЛИГАРХИ
В Великобритании появились новые поп-герои: популярность постепенно набирает таинственная российская группа с говорящим названием The Oligarchs. В настоящее время на крупнейшем интернет-сервисе MySpace эта группа вторая по скачиваемости среди русских (после «Тату»). 7 января артисты были приглашены на радио BBC 1 London, а ведь недельный чарт именно этого радио Top40 и называется национальным британским хит-парадом. Таинственные олигархи не показывают своих лиц, а о себе на сайте (http://www.myspace.com/theoligarchs) пишут так: «Поскольку ФСБ и налоговая полиция интересуется нашей деятельностью, мы не можем указывать тут наши реальные имена. Нас трое, исключая телохранителей и подружек-моделей. Это все, что вы должны знать, потому что чем меньше вы знаете — тем более безопасно для вас». Интересы группы — нефть Brent и Urals, деньги, предметы роскоши, черная икра, секс с моделями, музыка и кокаин. The Oligarchs исполняют хип-хоп на английском языке. Наиболее известное их произведение — композиция Made in USSR, снабженная голосом диктора Игоря Кириллова и милым сэмплом из государственного гимна России, сыгранного на фисгармонии.
< тысячи. сделать можно рублей, 180 затратив что, говорится, статье В>
Ну да...подумала я, это должно быть очередная фишка для лохов, но решила всё-таки дочитать до конца и узнать, что нам за очередной Гербалайф предлагают. Дальше там говорилось, что надо послать по 30 руб на шесть Internet кошельков, которые ниже перечислены. Потом вычеркнуть первый кошелёк из списка, тем самым, сместив список на одну строчку вверх, в результате чего шестая строчка освобождается, куда Вы вписываете номер своего Internet кошелька и закидываете, данное , с Вашим кошельком на шестой строчке, на 200 разных форумов. Никаких уловок... Ну я поразмышляла и подумала, что я в принципе ничего не теряю кроме 180 руб. и решила попробовать. Установил Интернет кошелёк, перечислила всем участникам акции по 30 руб и начала рассылать эти объявления по разным форумам. В течение 2-х дней я зарегистрировалась на 120 бизнес форумах и бесплатных досках объявлений. Прошла неделя, заглядываю в свой Интернет кошелек, и угадайте ЧТО! Поступлений никаких нет, вообще. А разные участники пишут, что за неделю заработали кто по 700 руб, кто по 450 руб. Пиши пропало, подумала я, попала в очередной лохотрон, желая заработать за месяц тысячу долларов. Ну и бросила это занятие, так и не дослав свое объявление до 200 форумов. Ещё через неделю, ради любопытства заглянула в свой Интернет кошелек. Смотрю, всего одно поступление 30 руб. Да, думаю, дело не стоящее, случайно нашёлся такой же наивный как и я. Ещё через две недели, случайно в Интернете нашла комментарий к этому проекту (комментарий приводится ниже). Открыл свой Интернет кошелек, а в нем уже около 900 руб. Откуда? Непонятная картина, но всё равно за 1 месяц 900 руб это очень мало, как пишут предыдущие участники - они за 1 месяц заработали тысячи долларов. И вдруг после 1 месяца началось самое интересное: на мой кошелёк стали приходить деньг