Приходит на беседу к духовнику девушка — духовное чадо. Длинная юбка до пят, скромная блуза, платок до бровей — все как положено. Обращается, опустив очи долу: «Батюшка! Что вы думаете по поводу последней монографии протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвященной варлаамистско-паламистской полемике и написанной в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже?». Батюшка: «Замуж, дура! Срочно замуж!».
Альтернативный ответ звучал бы так: «Шла бы ты, милая, в аспирантуру»…
Кому это надо?
У меня был диплом с оригинальной для филфака темой «Частная жизнь на страницах региональной прессы 1985-1995 годов» и оппонент — уважаемый пушкинист (до сих пор гадаю, отчего не нашлось другого). Одно только публичное чтение его отзыва стоило мне пяти процентов здоровья.
— Да он ретроград, — подал вдруг голос председатель комиссии, профессор, приглашенный из Чувашского университета. — Он же ничего не понимает. Он же в девятнадцатом веке живет!
И, продолжая возмущаться в том же духе, сказал, что мне срочно надо в аспирантуру. Немедленно! Он лично проконтролирует!
Спасибо Пушкину и чувашскому народу: за год я успела реанимировать английский и прочитать стопку учебников по философии, не считая авторских текстов. Но главное, выяснила, зачем люди обрекают себя еще на три года корпения над книжками.
Самые прагматичные причины — откосить от армии и родить ребенка. Пятикурсницам перспектива кажется идеальной: не надо сидеть в офисе до седьмого месяца плюс ореол успешной женщины-интеллектуалки. Через год знакомым девам стало ясно: читать при токсикозе гегельянцев или штудировать с младенцем на руках чужие монографии — тот еще аттракцион. Та же ситуация у «косарей», которых отдельные экзаменаторы душат с нескрываемым удовольствием. Причин много, но главная заключается в том, что требования к аспирантуре год от году ужесточаются.
— Наука не может вместить такого количества профанов, — поведал мне свою печаль кандидат психологических. — А ведь лезут и лезут. Как будто от них польза будет.
Наверное, так же военные относятся к штатским, а жители Рублевки к завсегдатаям Черкизовского рынка. Аспирантура — та же каста, где интеллектуальный снобизм вполне естественное и даже необходимое явление.
Люди, уверенные в своих силах, называют второй причиной карьеру. Но и тут выяснилось несколько нюансов. В офисах умники не нужны, нужны работники с практическим опытом, зато технарей с охапкой патентов все готовы носить на руках. У гуманитариев своя специфика. Для общественников и чиновников диссертация — сертификат профпригодности. Написал диссер, значит, умеешь оперировать абстрактными понятиями, анализировать и прогнозировать.
Третий вариант — искренний интерес к науке. Люди третьей породы имеют, как правило, просветленный вид. Они могут витать в эмпиреях, недоступных простому смертному, ходить нечесаными, неопрятными и в то же время излучать какую-то особенную умственную радиацию. А могут прочно стоять на земле, стильно одеваться и увлеченно рассказывать про катушки Теслы или свадебные обряды древних славян. Короче говоря, это умные, целеустремленные люди, которые знают, чего хотят от жизни.
Экзамен
Аспирантура — это еще и приключение в духе Кастанеды. Особенно если работа ест все время и для подготовки к экзамену у вас остается всего один оплаченный по закону дополнительный отпуск. Пять тысяч лет философской мысли, спрессованные за месяц, расширяют сознание так, как вам и не снилось.
Как их спрессовывать — отдельный вопрос.
Знакомая предложила учить философию по телефону, и мы три дня подряд нараспев читали древних греков. Греки, надо сказать, отлично учатся во время хорового исполнения методического пособия.
— Четыре стихии, Апейрон, пятый элемент — чистая субстанция, — голосила Аня. — Из нее состоят души и звезды.
— Господи, спаси и сохрани, — бормотала ее старенькая бабуля.
Во время немецкой философии к нам вклинился малолетний овощ и голосом чемпиона района по Сounter Strike спросил: «Это чо? Вы кто такие?».
— Поклоняйся нам, — сказала Аня и захихикала, ей было уже хорошо.
Прошлой ночью Анне снился категорический императив Канта, а парень с мехмата признался ей, что ощутил вдруг ночью, как гармонично устроена вселенная. Расширение сознания — вещь, безусловно, занятная, но реальность всегда возьмет свое.
Три дня спустя в мой дом пришел какой-то киллер. С утра пораньше, забравшись на чердак, выстрелил в бизнесмена, который жил в соседнем доме. Не попал. В дом потянулись следователи УВД, прокуратуры и мальчики в штатском, каждый из которых утверждал, что он-то и есть настоящий участковый.
— Что вы делали сегодня без пяти восемь утра? — спрашивали они.
— Читала философические письма Чаадаева, — честно отвечала я, потому что врать не имело смысла.
Гости кивали, записывали в блокнотик, хотя одобрения в их глазах я не встречала, а встречала я там цитату из анекдота про батюшку. Зато домашняя живность следователей полюбила. Особенно ручной галчонок, проносящийся над их головами на манер назгула-лилипута.
— Ура! — радостно орало пернатое. — Ур-ра!
В общем, что тут расписывать? Жертва выжила, киллера не нашли, а я поступила.
Гуру
Научный руководитель — это родственник, выигранный в лотерею. Ходят страшилки о профессорах, присваивающих гениальные идеи аспирантов, взяточниках и казановах винтажного возраста. Реальность, безусловно, отличается от городских легенд. Но ничего удивительного, если научник устроит вас к себе на работу, введет в курс личных проблем или предложит вместе с другими аспирантами покрасить забор на даче. Он может опекать, а может не догадываться о существовании аспиранта. Подарить гениальную идею или менять профиль работы каждые полгода.
…Ближе к полуночи у меня зазвонил телефон.
— Тебе надо к Кащенко, — грустным голосом сказал профессор.
— Почему? — испугалась я.
— На консультацию. Меня тревожит твоя тема.
— И поэтому мне надо к Кащенко?
— Ты не про того Кащенко думаешь, — строго поправил шеф. — К социологу Кащенко, он прекрасный специалист. А тему диссертации придется подкорректировать.
В который раз.
Я не жалею, что поступила в аспирантуру, хотя временами было тяжко и не всегда понятно, какие тут минусы, плюсы и подводные течения. Но я всегда доверяю внутреннему голосу, который говорит: «А ты попробуй, это интересно». Да и интернет-СМИ — это на самом деле увлекательная тема, хотя развиваются они так стремительно, что теоретики за ними не успевают.
Итог
Прочитайте фразу: «Такого рода методологический подход может быть реализован при наличии аналитической схемы, обеспечивающей взаимосвязь теоретического и эмпирического уровня исследования». Если вы не поняли с первого раза, ничего страшного. Многие тексты написаны не научным, а псевдонаучным языком, и через некоторое время привыкаешь переводить с русского на русский и обратно. Если вас не смущают публичные выступления и необходимость заниматься исследовательской работой, то аспирантура станет хорошим «тренажером» для аналитической работы в будущем. А если вы романтик-интеллектуал, готовый жизнь положить на решение какой-то проблемы, аспирантура точно для вас. Уж там-то вы женитесь/выйдете замуж по большой и светлой любви… ну, например, к первой палатализации. Или монофтонгизации дифтонгических сочетаний.
Как поступить
Первое и главное — найти себе научного руководителя. Он необходим для написания диссертации, без защиты которой не получить научную степень. Но не только. Он должен объяснить коллегам, почему именно вы достойны продолжать учиться и в дальнейшем, возможно, влиться в коллектив сотрудников. Тогда кафедра даст вам направление. Эту бумагу с подписью заведующего кафедрой надо отнести в отдел аспирантуры вместе с оценками диплома, опубликованными работами, если они есть, докладами на научных конференциях и семинарах. Экзамены на очное и заочное обучение не отличаются. Как правило, всегда это философия, иностранный язык и специальность. Может добавиться что-то еще в зависимости от профиля вуза, например, основы экономических теорий. Считается, что при равных отличных отметках за экзамены преимущество могут дать научные работы. Но, как утверждают сами работники вузов, все это будет зависеть от научного руководителя. Если аспирант со своими темами ему интересен, преимущества уже есть. Потому в аспирантуру другого вуза поступать несколько труднее. Надо найти тех, кто занимается на близкой вам кафедре теми же темами, что и вы. В своем вузе научного руководителя можно найти еще на стадии подготовки к диплому. Стоит помнить: в связи с сокращением финансирования количество бюджетных мест в аспирантурах сокращается, и конкурс на них может достигать 10-15 человек на место.
Словарь аспиранта
Аспирант — учащийся аспирантуры, претендент на получение ученой степени.
Аспирантура — форма подготовки научных и педагогических кадров, формируется в составе высших учебных заведений и научных институтов, существует в очной и заочной формах, предполагает организацию учебных семинаров и лекций для аспирантов; в настоящих условиях возможно обучение как на бюджетной основе, так и по контракту.
ВАК — Высшая аттестационная комиссия. Формируется государством для оценки квалификации научных и научно-педагогических кадров. Присуждает по итогам защиты диссертации ученые степени кандидата или доктора наук, а также научные звания доцента или профессора. Осуществляет экспертную оценку защищаемых в диссертационных советах работ.
Диссертация — авторское концептуальное научное произведение с элементами научной новизны и глубокого анализа темы исследования, выдвигаемое на защиту с целью получения искомой степени кандидата или доктора наук.
Доктор наук — ученая степень, которая присваивается после успешной защиты докторской диссертации.
Защита диссертации — форма научной дискуссии, в ходе которой аспирант защищает результаты проведенного научного исследования, изложенные в диссертации. Защита диссертации проходит публично в диссертационных советах. Могут также организовываться и закрытые защиты в тех случаях, когда тема научного исследования относится к области государственной тайны.
Кандидат наук — ученая степень, которая присваивается после успешной защиты кандидатской диссертации.
Научный руководитель — ученый со степенью кандидата или доктора наук, который осуществляет руководство научным исследованием аспиранта, проводит с ним необходимые консультации, осуществляет помощь во время обучения в аспирантуре.
Оппонент на защите диссертации — ведущий специалист в той области научных знаний и по той теме научного исследования, которой посвящена диссертация. Осуществляет оценку полученных в процессе исследования научных результатов, выносит решение о возможности присвоения аспиранту искомой степени кандидата или доктора наук.
Реферат — небольшое авторское произведение, в котором поступающий в аспирантуру обосновывает актуальность и научную новизну предполагаемой темы дальнейшего диссертационного исследования; необходимая часть пакета документов для поступления в аспирантуру.
Рецензент диссертации — ученый в той области научных знаний, по которой специализируется аспирант. Осуществляет чтение диссертационного сочинения на разных этапах его подготовки, выносит решение о возможности (или невозможности) вынесения полученных в ходе исследования результатов на защиту.
Ученый совет — форма объединения ведущих ученых по той или иной научной специальности.
Не кочегары мы, не плотники...
Путь в аспирантуру чаще всего открывается сразу же после окончания института. Студенты, привыкшие, что к разгрызанию научного гранита их подвигают пинками, оказываются перед необходимостью самостоятельно выбрать научное направление, изучить уйму литературы, организовать практические исследования — и все это лишь при мягком содействии научного руководителя. Так что аспирантура — это в первую очередь самостоятельная форма получения образования. Обучение возможно по очной (не более 3 лет) и заочной (не более 4 лет) формам. Помимо научно-исследовательской работы аспирант очной формы обучения получает также бесплатный бонус — прохождение педагогической практики в количестве 50-100 часов перед потоком или группой студентов, которые лишь на пару лет младше своего преподавателя. Вы спросите, зачем аспирантам все эти муки? А затем, что аспирантура в своем классическом и неопошленном новой реальностью понимании готовит молодых специалистов к занятию серьезной преподавательской или научной деятельностью. Ведь если хватит сил и огня в глазах, то после успешной защиты кандидатской диссертации вы можете податься еще выше — в доктора наук.
35 тысяч человек ежегодно принимают в аспирантуры и ординатуры вузы России на очное и заочное обучение. Две трeти аспирантов обучаются за счет государства. Статистика говорит, что до защиты кандидатской диссертации доходит лишь 38,2 процента аспирантов, т. е. чуть более 13 тысяч человек. Учиться дальше и поступать в докторантуру, чтобы стать доктором и профессором, решаются менее 1800 человек.