Красота требует жертв. Человеческих…
«Техасская резня бензопилой», «Хостел», «Пила»… Вы, конечно же, видели хотя бы один из этих bloody-слэшеров. Признайтесь, что мало кто следил за сюжетной линией фильма: отхваченные конечности, лужи крови, рваные раны и прочая расчлененка затмевали все. Хотите верьте, хотите нет, но что-то похожее люди все чаще хотят испытать по собственной воле и на собственном теле. Речь идет о шрамировании — самой брутальной бодимодификации сегодняшнего времени.
Суть явления проста: по вашему живому телу скальпелем вырезается кровавый узор, который после месяца заживания преобразуется в пожизненный фигурный шрам. Зачем? Обычно отвечают, что для красоты — в наше время она требует человеческих жертв. Татуировки приелись, пирсингом никого не удивить, поэтому приходится резать по живому. На самом деле это не так. В силу некоторых физиологических и психологических особенностей шрамирование нельзя рассматривать только как украшение. Любой искусственно созданный шрам — это некий message, даже если его носитель и не подозревает об этом. Мы находимся на пороге странной моды — моды на имитацию человеческих страданий.
Наилучший способ написать о шрамировании — это, конечно же, сделать его на себе, а потом попытаться передать вам свои ощущения. Но мне, во-первых, стремно, а во-вторых, я еще не успел выбрать для себя символ, который стал бы моим наплечным или наспинным спутником на всю жизнь. Пришлось найти человека: Defstar, один из лучших московских мастеров шрамирования, любезно согласился помогать мне разбираться в этом новомодном сдвиге по фазе.
Defstar: «Шрамирование (скарификация) в России появилось всего пару лет назад, и сейчас на людей с ним смотрят как на дефективных психов. Помню, на меня так же смотрели лет семь назад, когда я проколол себе бровь. На это стоит просто забить, потому что очень скоро шрамирование станет таким же обычным явлением, как тату. В Штатах, например, это уже произошло. В последнее время мне приходится выполнять все больше работ, причем народ стал чаще заказывать какие-то сложные и навороченные вещи, вроде британского флага во всю спину. Каждый по-своему объясняет, на фига он собрался вырезать на себе узоры, — люди ведь приходят совершенно разные, и у каждого свои тараканы в голове…»
Таракан первый, симулирующий
Если помните, в 70-е годы в Великобритании гремела панк-группа Sex Pistols. В ее составе имелся человек по имени Сид Вишез — сегодняшнее олицетворение панка. Это был отмороженный на всю голову бунтарь, которому ничего не стоило в разгар концерта схватить разбитую бутылку и полоснуть себя по руке так, что оставшуюся часть группа доигрывала без него. Поведение Сида — показательный пример того, что в психологии называется аутоагрессией (агрессия, направленная на себя). Время от времени мы встречаем на улице вполне обычных людей, руки которых покрыты сигаретными ожогами и порезами – это и есть аутоагрессоры. Стандартное объяснение их поведения — желание заглушить душевную боль физической. Обычно такими вещами занимаются склонные к самобичеванию меланхолики и поэтически настроенные позеры, привыкшие эпатировать обывателя. Но дело в том, что аутоагрессоры действительно пускают себе кровь для того, чтобы наказать себя или мир через свою боль, а шрамирующиеся в комфортабельном салоне и под анестезией чаще всего имеют цель симулировать душевное страдание, дабы стать похожим на образ имени Сида Вишеза. Это ведь круто, когда на фигурно вырезанное на твоей руке «Forever» в метро таращится обыватель, и в его глазах написано ошалелое «Не понимаю!». Некоторые стараются максимально соблюсти реальность ощущений, отказываются от анестезии и…
Defstar: «Без анестезии люди обычно «отъезжают». Ну представь, что с тебя живьем снимают лоскуты кожи! Тут уж какой ты ни будь стойкий, как минимум будешь дергаться и тогда можешь испортить мне рисунок, а как максимум в обморок грохнешься — таскайся потом с твоим телом бездыханным. Девчонки обычно этим страдают. Правда, от анестезии тоже можно «отъехать», так что тут не угадаешь…»
Другой возможный вид симуляции — «настоящий мужчина». Затертый афоризм «Шрамы украшают мужчин» с годами не теряет своей актуальности, а сами шрамы — грубой животной сексуальности. Но с военными конфликтами в стране пока туго, а лезть в драку, чтобы получить желанное ранение — дело ненадежное: там ведь особо спрашивать не будут, куда лучше садануть. Поэтому «настоящие мужчины» идут по пути наименьшего сопротивления, то есть в салон.
Псевдобоевые шрамы хороши тем, что притягивают общее внимание и являются прекрасным поводом завести знакомство с особой противоположного пола, которая восхищенно спросит: «А откуда это у вас?».
Defstar: «Пришел к нам однажды дяденька-бизнесмен лет 45 и попросил сделать ему на лице порезы, «как от когтей рыси». И ничего - теперь ходит довольный и всем рассказывает, как на него рысь напала! А другой парень попросил на лице серию беспорядочных шрамов «от избиения» — может быть, от военкомата шифровался или от жены…»
Таракан второй, подростковый
Переносчиками моды во все времена являлась алчущая новшеств и необычностей молодежь. Любая из молодежных мод направлена на то, чтобы выделиться из толпы и к тому же соблюсти некую общую концепцию. Шрамирование и выполняет функцию убийцы двух этих зайцев: с одной стороны, вы гарантированно притягиваете взгляды окружающих, а с другой — преотлично соблюдаете основной посыл современной молодежной культуры: страдание, так полюбившееся эмо. Но, к сожалению, взросление — процесс необратимый. Так что заранее представляйте, насколько живописно на вашем плече будет смотреться какой-нибудь вздорный мишка или надпись «E-M-O», когда вам стукнет тридцать или сорок.
Еще одна причина, по которой молодежь так жаждет запечатлеть что-то на себе — это страх потерять собственное тело. В силу активного влияния родителей, которые диктуют «Тебе надо похудеть!» или «Ты этого не наденешь!», подростку может показаться, что он утратил контроль над телом и оно ему не принадлежит. В этом случае важно совершить экстремальный поступок, который докажет и тебе, и окружающим, что «твое тело — твое дело!».
Defstar: «Из десяти пришедших ко мне людей девять находятся в возрасте восемнадцати-двадцати лет. Мальчиков и девочек, кстати, поровну. Я не особенно люблю работать с малолетками, потому что они не относятся к скарификации серьезно. Найдет на них блажь, они бегут ко мне и просят вырезать на плече котенка или еще какую-нибудь глупость. А потом блажь проходит, и они спрашивают, как его убрать. А никак, ребята! С этим жить теперь придется».
Таракан третий, метафизический
Шрам — это навсегда. Его не удастся убрать ни косметическими средствами, ни лазером, поэтому квадратные сантиметры собственного тела должны быть использованы с максимальным смыслом и метафизической глубиной. Здесь наиболее уместно слово «самовыражение». Очень часто у нас складывается впечатление, что закостенелые в своей повседневности «цивилы» не понимают, что есть вещи, которые способны помочь справиться с беспросветностью будней и воспарить. И кажется, что «мы» являемся носителями этого спасительного знания. Вспомним Христа — он принял смерть исключительно затем, чтобы стоящие под крестом люди поняли: гвозди в руках и ногах это не край, ведь все мы являемся частью чего-то большего, которое можно постигнуть только через физические страдания. Если тебя не слышат, то приходится прибегать к последнему доводу: резать по себе. Самые частые клиенты салонов шрамирования — это люди, которые хотят изобразить на своей коже нечто шокирующее и программное, например иероглифы или распятие.
Шрамы в этом случае не только привлекают внимание, но и заставляют окружающих задуматься: «А вдруг этот человек знает что-то, чего не знаю я?». Иногда это действительно так…
Defstar: «Сейчас у меня есть большая работа: девушка попросила пустить ей вдоль позвоночника все виды скандинавских рун. Она считает, что это некий магический инструмент, который может передать ей силу Одина. А для меня это как минимум десять сеансов кропотливого вырезания».
Гони тараканов
Ныне почившая группа «Ноль» однажды спела: «Пусть тараканы бегут с чердака! Что же поделаешь — жизнь нелегка! Гони их, товарищ, не дрогнет рука! Гони! Гони!! Гони тараканов!!!». А стоит ли гнать? Человек без тараканов в голове скучен и малоинтересен. Еще из курса психологии известно, что в группе черных треугольников наше внимание сосредотачивается на единственном там красном квадрате. Точно так же и в толпе обычных среднестатистических homo sapiens вы прежде всего заметите человека с дредами до попы или с фигурным шрамом на плече, ноге, спине.
Но прежде чем ошрамляться, убедитесь в том, что в вашей голове действительно живут ваши собственные надежные тараканы, которые заслуживают того, чтобы оставить свой пожизненный след на святая святых — вашем теле. Все-таки шрам — это слишком серьезная и даже в чем-то мистическая вещь, чтобы все свести к модной игре в «быть» и «казаться». Вспомните, как бабушка говорила: «А если все будут с десятого этажа сигать, ты тоже прыгнешь?!». Странный, но единственно верный ответ: «Только если я без этого не смогу жить».
БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ…
Вы хорошо подумали и все же решили заполучить искусственный шрам. Вас не останавливает ни страх боли, ни анафема родителей, ни здравый смысл. Повремените еще совсем чуть-чуть и узнайте, как провернуть дело так, чтобы не жалеть о содеянном.
Прежде всего следует озаботиться выбором мастера. Узнайте побольше о видах и технике шрамирования — вы должны прийти в салон не «чайником», а человеком, способным понять, вентилируют ему мозги или нет. При выборе мастера не обращайте внимания на дороговизну или раскрученность салона, в котором он работает. Дорогой не значит хороший — бывают умельцы, которые и за бутерброд выдают шедевры. Надо тщательно изучить портфолио мастера и адекватно оценить его технику и опытность (смотреть нужно не свежие, а зажившие работы). Справьтесь, стерилизует ли мастер инструменты спецраствором, имеется ли в помещении автоклав, надевает ли он на процедуру шапочку, перчатки, марлевую повязку и бахилы. Если же он моет нож для резки бумаги в спирте, бегите от него с максимально возможной скоростью.
Еще раз подумайте о месте расположения шрама. Спина, грудь, живот, ягодицы, бицепс (области с большим количеством ткани) идеально подходят для скарификации. Здесь шрам будет наиболее эффектным и зрелищным, его можно сделать глубоким, а процесс заживления и нарастания новой ткани пойдет быстрее. Обратная ситуация с областями, где кожа находится на небольшом расстоянии от кости: там шрам будет малозаметным и блеклым. Также не рекомендуется делать шрамирование в тех местах, где участки кожи часто находятся в движении — шрам расползется и потеряет четкость очертаний.
Но вот вы подставили выбранную часть тела под скальпель. А вкололи ли вам анестезию? Не слушайте ерунды типа «с анестезией шрам получается расплывчатым». Опытный мастер несколькими небольшими уколами в различные участки рабочей поверхности предотвратит возможность размывания шрама. Обычно в салонах используют анестезию с добавлением адреналина, который разгоняет кровь в районе работы и предотвращает обильное кровотечение.
Далее встает вопрос ухода за раной. На 80 процентов итоговый результат зависит именно от этого. Может быть, это и дико, но шраму надо как можно дольше не давать заживать, постоянно обдирайте корочку и периодически очищайте рану. Делается это для того, чтобы процесс образования новых тканей на месте шрама длился как можно дольше и текстура шрама была более заметной. Первую неделю стоит обрабатывать рану хлоргексидином, чтобы предотвратить инфекцию. Заживление раны произойдет в промежуток от двух недель до двух месяцев после процедуры, а окончательный вид шрам примет через шесть-восемь месяцев.
Ну а лучший способ заработать инфекцию и испортить себе тело — это сделать шрам самостоятельно. Так что пользуйтесь услугами профессионалов, если уж так неймется.
Скарификация скальпелем, или каттинг
Основной вид шрамирования, доступный в любом салоне. Вырезание по коже медицинским скальпелем позволяет достичь наиболее проработанных и точных параметров рисунка. Техника каттинга различна. Скальпель может вводиться перпендикулярно поверхности, после чего заживший шрам останется на одном уровне с нетронутой кожей и будет выделяться только цветом: линии шрамов несколько светлее первоначального цвета кожи. При помощи скальпеля возможно создание объемных шрамов, для этого скальпель вводится под острым углом и приподнимает кожу на прорабатываемом участке. Также возможен вариант полного удаления кожи на небольшом участке. Глубина пореза примерно та же, что и при татуаже. Порез не должен повреждать так называемой «постоянной кожи», иначе риск осложнений возрастает.
Клеймение, или брендинг
Шрам остается после прижигания кожи раскаленным клеймом. Из никелевой или стальной (медицинская сталь) проволоки изготавливается фигурка, которая нагревается до температуры около 200 градусов по Цельсию и осторожно прижимается к коже. Главная фишка техники состоит в том, чтобы максимально точно выбрать момент, когда фигурку необходимо выдергивать. Если выждать недостаточно, то узор получится слабый и блеклый, а если передержать, то проволока вплавится в кожу, повредит глубокие ткани и достать ее будет проблематично. Тем не менее, брендинг — наиболее безопасный вид шрамирования, поскольку при нем (в отличие от каттинга) отсутствует обильное кровотечение, а сама рана автоматически обеззараживается воздействием высокой температуры. Правда, мастера не очень-то уважают брендинг, поскольку здесь они ограничены набором несложных фигур, которые можно выгнуть из проволоки.
Химический брендинг
Все тот же ожог, но уже вызванный воздействием на кожу химических веществ — кислоты или щелочи. Мастер изготавливает трафарет, в который и выливается химия. Химический брендинг возможен только на части тела с хорошей жировой прослойкой, которая остановит дальнейшее движение едкого вещества. В некоторых салонах эта услуга вообще отсутствует, но не из страха навредить здоровью, а потому, что острый запах химии очень сложно переносить и пациенту, и мастеру.
Скарификация коагулятором
Если вы в детстве с упоением выжигали по дереву, то прекрасно поймете, что из себя представляет коагулятор. Это тот же паяльник, только хирургический: нагревательный элемент и игла, но на совсем иной мощности. В медицине коагулятор используют для прижигания кровоточащих сосудов. Шрамирование коагулятором помимо всех преимуществ обычного брендинга также отличается высокой точностью и хорошей текстурой шрама. Однако шрамирование коагулятором — процесс крайне долгий и трудоемкий, так что его применяют либо для создания небольших узоров, либо в сочетании с иными видами скарификации.