В 1976 году живет при монастыре на далеком острове монах Анатолий. Не то святой, не то «проказник». Большую часть времени проводит в котельной — то есть скорее по ведомству чертей. «Лица и рук не моет, на службу опаздывает, а тут вообще явился в храм — на одной ноге валенок, на другой носок. И запел гнусным голосом». Зато отец Анатолий врачует болезных, укрепляет сомневающихся, дает наглядные уроки бессеребренничества и даже изгоняет бесов. А когда никто его не видит и не слышит, он исступленно молится за упокой души «невинно убиенного воина Тихона», пытаясь искупить страшный грех, совершенный им во время войны. И прощение в конце концов будет получено.
Монахов в «Острове» Павле Лунгина изображают артисты весьма специфические. Настоятелем монастыря отцом Филаретом стал Виктор Сухоруков (отморозок из «Антикиллера»), отцом Лукой — Дмитрий Дюжев (отморозок из «Бригады»). Отца Анатолия исполнил Петр Николаевич Мамонов, на сей раз отливший своего очередного Пушкина не из шоколада, а из ладана пополам с печной сажей. Все, как ни странно, на месте. Включая режиссера, по поводу которого возникало наибольшее количество сомнений.
Русский парижанин Павел Лунгин, некогда создатель значительных «Такси-блюза» и «Луна-парка», в последнее время трансформировался в производителя ладно сбитых, но вопиюще пошлых кинопроизведений на тему «мне платят — я делаю». Сложно было представить, во что выльется обращение постановщика фильма «Олигарх» к вечным вопросам. Но случилось если не чудо, то что-то очень на него похожее. Все-таки монастырь, пусть даже в качестве декорации, все равно остается прибежищем чистого духа.
С первых минут фильма, еще с пролога военных времен, некая, если не вечная, то весьма продолжительная мерзлота, обжигающая, как пригоршня ледяной воды, не дает «Острову» расползтись, оттаять банальностями и общими местами. Фильм — как выстрел: успевает закончиться раньше, чем что-то в нем начнет смущать или раздражать. Бац — и ты уже «немножко другой».