Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров прочно обосновался в первой строчке «Rе:йтинга молодых политиков «Rе:акции». Учитывая количество баллов, набранных Кадыровым в Rе:йтинге, — 89 823, его можно назвать самым тяжелым элементом политической таблицы. Говоря о Кадырове, вообще чаще всего употребляют слово «самый». Самый молодой руководитель самого сложного
региона. Самый недипломатичный и самый дерзкий. Рамзан все эти характеристики признает. Но похоже, лишь гордится ими.
— Вам в работе президентом Чечни возраст не мешает? Ну, молодость ваша…
— Возраст делу не помеха. Я не совсем понимаю людей, когда они говорят обо мне и на первое место ставят мой возраст. Давайте в таком случае определять возрастной ценз, например: для серьезного поступка определяется возраст от таких-то до таких-то лет, любить свою родину обязан только в таком-то возрасте и никак иначе. Или же дать сдачу обидчику обязательно во столько-то лет. Это абсурд. История знает массу примеров, когда молодые вершили судьбами мира:
Александр Македонский, Наполеон, Че Гевара и многие другие.
По сути вопроса отвечу: возраст помогает! Ну что было бы, если бы я был сейчас в преклонных годах? Для меня главное было бы, чтобы рабочий день закончился, и я смог отдохнуть. Мое твердое убеждение, что республике, начинающей жить практически с нуля, нужны молодые, целеустремленные люди. А быть молодым и руководить целым регионом — это не только исполнение каких-то личностных желаний, но и огромная ответственность перед сотнями тысяч людей, доверившими эту власть.
— А как по-вашему, есть отличия в способе решения задач у политиков старшего возраста и у тех, кому еще не исполнилось 35 лет?
— У политиков любого возраста должна быть взвешенность в принятии решений при осуществлении поставленных задач. Молодые и не очень политики должны предвидеть последствия своих решений. Понимать, что они могут принести благо для народа, но могут и обернуться катастрофой. Поэтому есть хорошая русская поговорка: «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Иначе будет худо.
— И все же… Молодым ведь хочется всего и сразу…
— Безусловно. Молодежь — это сердце любой нации. От работы сердца зависит деятельность всего организма. От того, будет молодежь активной, здоровой, целеустремленной, зависит будущее того или иного народа. В противном случае это будет началом конца.
— Как же добиться, чтобы это сердце — молодежь — работало нормально? Чтоб не было страха перед будущим, неуверенности в завтрашнем дне?
— Поменьше копировать так называемые западные образы жизни. К сожалению, большинство молодых россиян уже переплюнули даже многие западные поведенческие нормы морали и нравственности. Они наплевательски относятся к своей истории, культуре. Этого при всей так называемой демократичности не допускают даже западноевропейцы и американцы. Демократия — это не распитие спиртного в открытую, нагло, издеваясь над людьми. Нам всем надо не обезьянничать, слепо подражая всему и всем, а добиваться своих целей упорным трудом и, конечно же, знаниями. Без них нет никакого ходу. Сейчас эра не силы, а ума.
— Назовем это эрой умного сердца! А чем, по-вашему, молодые люди в Чечне отличаются от молодых людей в других регионах России?
— Проблемы у нашей молодежи такие же, как и у их сверстников. Вот только в силу сложившихся обстоятельств в Чеченской Республике способы их решения, может быть, немного отличаются. Помните слова дедушки Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться»? Этот призыв и сейчас актуален! Вторая задача для нас — обеспечить молодых, а особенно тех, кто получил высшее образование, работой, причем престижной работой. Третья — развивать их мировоззрение. Необходимо, чтобы молодежь изучала вопросы религии, свою историю. Молодые люди должны, да просто обязаны быть патриотами и интернационалистами. Кстати, это касается и всей молодежи России. Иначе может случиться так, что наступит время, и вся наша великая держава незаметно потеряет свое величие, и наши недруги, как это они и пытались сделать, будут вытирать свои башмаки о нас. Этого нельзя допустить, и мы это не допустим.
— А мы — это кто? Вы разделяете Чечню и Россию?
— Понимаете, мы должны быть вместе. Это предопределено. И мы, бесспорно, просто необходимы друг другу. Пока что, к сожалению, по-прежнему, хоть и не в таких масштабах, пугают «злыми чеченцами». А вы спросите тех, кто дружил с чеченцами, какие они из себя. Уверен, будут хорошие отзывы. Пока же нам необходимо больше общаться, ездить друг к другу и не бояться спорить. В спорах, как известно, рождается истина.
— Есть ли в составе РФ область или республика, которую вы могли бы назвать как пример того, что хотите видеть в Чечне?
— У каждого региона есть свои плюсы и минусы. Мы хотим сократить свои минусы и превратить нашу республику в один из самых благополучных, привлекательных
и процветающих регионов России. Думаю, наступит время, когда на подобный вопрос руководитель какого-нибудь региона в качестве хорошего примера назовет Чеченскую Республику. По крайней мере, это было бы здорово.
— Чем же, например, может Чечня гордиться? Вот вы всегда выступаете за сохранение обычаев народа. Но, может быть, какие-то из них уже не нужны в современном обществе?
— В наших традициях и обычаях нет ни одного момента, который можно было бы исключить из современного общества. Именно благодаря этим обычаям и традициям мы сохранили наши корни и существуем как нация. Разве честность, терпимость, гостеприимство не являются лучшими качествами любого народа? Милосердие, забота о немощных и малоимущих и многое, многое другое — вот что требуется от настоящего чеченца и мусульманина. Или, скажем, добрая традиция куначества. Разве это не здорово, когда люди разных национальностей и вероисповеданий становятся братьями? Думаю, у этого обычая вряд ли найдутся противники. В принципе все эти качества — общечеловеческие ценности. Мы сейчас как раз прилагаем все усилия для того, чтобы привить эти ценности подрастающему поколению.
— А многоженство? Или оно будет официально разрешено?
— А зачем оно? Многоженство разрешено шариатом, и испокон веков чеченцы, если могли, содержали двух-трех жен. Главное, чтобы чеченцам не запрещали иметь две и больше жен. Это, наверное, будет пострашнее атомной войны. Шучу, конечно!
— Вот тут уже чувствуется ответ настоящего дипломата! Хорошо, а как же девушки? Смогут ли они заниматься политикой или делать карьеру в любой другой сфере?
— Конечно же, я в первую очередь чеченец, и по моему личному мнению женщина должна быть хранительницей домашнего очага. Но все же ничего не имею против, если женщина будет заниматься политикой, хотя и не совсем женское это дело! Единственное, что я не приветствую — чтобы чеченки работали моделями на показах мод или в других сферах шоу-бизнеса, где практически культивируются запрещенные исламом и чеченскими традициями и обычаями нормы поведения.
— Давайте поговорим о Рамзане Кадырове не как о президенте, а как о человеке. С его увлечениями и пристрастиями. Например, какой вид спорта
вам нравится больше всего?
— Люблю и уважаю силовые виды спорта, из которых особое предпочтение отдаю боксу. Я, кстати, КМС — кандидат в мастера спорта по боксу. Еще люблю футбол.
— Какую музыку чаще всего слушаете?
— Люблю слушать национальные песни, особенно старые; они со смыслом, и в этих песнях всегда говорится о достоинствах человека и любви к своей земле. Как раз о том, чего сейчас так не хватает нашей молодежи. Признаться, в современной музыке я плохо разбираюсь, хотя и слушаю иногда. Впрочем, мне нравится советская и зарубежная эстрада 80-х годов.
— Фильмы тоже смотрите старые?
— По поводу фильмов скажу, что отдаю предпочтение историческим фильмам о героях, защищавших свой народ, свою страну. Я вырос в религиозной семье и потому с интересом смотрю фильмы об истории зарождения мировых религий. В качестве примера того и другого могу привести фильм «Царство небесное». Кроме того, люблю фильмы, в которых можно почерпнуть массу информации из прошлого. Ведь не всегда хватает времени спокойно сесть и почитать хорошую книгу. Нравится также познавательный канал «Дискавери», ну и еще, пожалуй, что-то из романтики.
— Вы уже решили, где будете отдыхать в этом году?
— Отпуск?! А что это такое и с чем его едят? Сколько себя помню, работал. И сегодня говорить об отдыхе даже не представляю возможным. Так что пока лучший отдых для меня — это мой диван.
— Понятно, отпуска не бывает. Но мечта-то у вас есть…
— Моя мечта сделать свой народ счастливым, вывести его из нищеты, обеспечить достойное будущее нашему поколению. Это не фразы, поверьте. Я действительно не вижу для себя иной цели. Как это будет выглядеть — покажет время.
— Рамзан, вот вы прямо весь такой идеальный… Но есть же что-то, что вам самому в себе не нравится...
— Ну, даже не знаю… Наверное, я немного вспыльчив. Хотя и это бывает иногда полезным — показать зубы. Излишнее сюсюканье может вредить делу. А вообще-то с хорошими людьми я нормальный человек. Иначе какой же ты руководитель республики, если заносчив, чересчур самоуверен и смотришь свысока на тех, кто тебе доверяет.
Хочу через вашу газету приветствовать молодежь России. Нам всем, родившимся и живущим в великой стране, предстоят не менее великие дела во благо наших семей, наших домов, наших друзей и родственников. Желаю всей российской молодежи счастья и благополучия.