В первое воскресенье сентября в модном московском клубе «Театро» было людно, но не слишком гламурно. На специально установленный экран стала поступать информация о результатах выборов. Точнее, «Наших Выборов».
За несколько часов до этого в 37 регионах России участники акции «Наши Выборы» вышли на улицы городов с красными рюкзачками, заполненными бюллетенями, напоминающими те, которые всем предстоит заполнить на избирательных участках 2 декабря. В некоторых городах число опрошенных достигло пяти тысяч.
Молодежное общественное движение «Наши» запустило специальную программу «Наши Выборы» в марте 2007 года. Это образовательная программа для подготовки специалистов для работы на выборах — юристов, политтехнологов, наблюдателей и агитаторов.
Первое публичное мероприятие программы «Наши Выборы» состоялось 8 июня на Театральной площади в Москве. Активисты программы провели публич-
ный подсчет результатов опроса 34 тысяч человек в 39 регионах России. Людям предлагалось поддержать одну из девяти партий, которые могут принять участие в избирательной кампании в Государственную думу, а результаты опроса выводились на экран, установленный на Театральной площади.
По прошествии лета, которое активисты «НВ» посвятили учебам в образовательных лагерях, решено было повторить опрос граждан. На сей раз акция под названием «Наши Выборы — осталось менее 100 дней» проводилась 2 сентября. Как раз в тот день, когда Президент России подписал указ о назначении выборов в Государственную думу на 2 декабря.
Было опрошено более 120 тысяч человек. Абсолютное большинство — 53,5 % граждан отдали свои голоса за «Единую Россию». ЛДПР набрала 11,5 %, а КПРФ — 11,3 %. «Справедливой России», позиционирующей себя в качестве «второй партии власти», было отдано всего 8,4 % голосов. Остальные не набрали даже 5 % голосов.
Открытые предварительные опросы — хорошая практика для
того, чтобы понять расклад политических сил накануне выборов. Все политические партии нака-н уне выборов делают свою со ци-ологию, чтобы выработать свою стратегию поведения в предстоящей кампании. Но акция «Наших Выборов» не претендовала на роль профессионального инструмента политтехнологов. Хотя бы потому, что была публичной и, как это свойственно мероприятиям под эгидой движения «Наши», достаточно артистичной. И потому, что процентное соотношение опрошенных по регионам не стремилось соответствовать численности населения этих городов. Ну и никакой возрастной или же социальной выборки не было. Зато федеральная акция продемонстрировала неплохие мобилизационные возможности движения. И пусть даже проценты, полученные партиями в результате акции, не будут полностью совпадать с данными специальных социологических исследований, понять, кто из участников избирательного процесса является серьезной политической силой, а кому преодолеть семипроцентный барьер не поможет даже чудо, можно и так.