Для большинства российских институтов модуль – по сей день понятие туманное и расплывчатое. Но есть те, для кого он уже стал суровой реальностью. Россия стала участницей Болонской конвенции, и одним из нововведений, предусмотренных этим соглашением, станет перевод отечественных вузов на модульную систему обучения.
Уже попавшие в модуль студенты при слове «сессия» саркастически кривят рот, плохо себе представляют, что такое студенческая пьянка, при словах «три дня на подготовку к экзамену» делают удивленное лицо и в большинстве случаев на первую работу устраиваются, уже получив диплом.
Традиционная семестровая система позволяет вспоминать о существовании института лишь эпизодически, в основном – накануне зимней и летней сессий. В отличие от нее, модульная система не предусматривает подобной возможности и заставляет студента пахать систематически, от рассвета до заката, а зачастую – еще и после заката.
В семестровой системе решающую роль играет оценка за экзамен, который можно проскочить, выучив предмет ударными темпами в рекордно короткие сроки. В модульной системе конечную оценку за курс главным образом определяет сумма набранных баллов, а результат экзамена не является решающим. Отксерокопировать конспекты более ответственного одногруппника, конечно, можно, но это не поможет. Если сумма баллов, полученных в течение модуля, высока, есть шансы получить автомат. Если сумма баллов близка к нулю – есть шансы получить автомат и сапоги.
Семестровая система предполагает две сессии в год, и перед каждым экзаменом студент имеет три дня на подготовку. Модульная, с одной стороны, исключает понятие сессии вообще, а с другой – вся жизнь превращается в перманентную экзаменационную гонку, где что ни день, то очередная проверка на вшивость. Экзамены и зачеты сдаются по окончании модуля в течение одной недели. Студенту, сунувшемуся в учебную часть с жалобой на расписание экзаменов, потому как сдавать каждый день по предмету невозможно, ответят, что готовиться надо было в течение всего модуля. И выпроводят. Регламент есть регламент.
У «модульников» количество пар в расписании занятий значительно меньше, чем у «обычных» студентов. Модульная система предполагает, что студент должен меньше времени проводить за партой в аудитории, а больше – в библиотеке, компьютерном классе, дома за рабочим столом или с книжкой под абажуром. И здесь, казалось бы, для изворотливого отечественного студента есть лазейка для вожделенной халявы, но… последняя ложка дегтя: модульная система организации учебного процесса обеспечивает 42–43 учебных недели в год, что на 8–9 недель больше, чем в традиционной семестровой.