ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Пролетая над асфальтом
Об оскароносных тульских мастерах, подкованной блохе-2002 и других изобретениях в специальном репортаже корреспондента газеты «Re:Акция» подробнее »
Эскортом быть
«Привет. У тебя нет желания сгонять в Европу на два дня? В Венгрию приезжают мои испанские старички, просили привезти с собой подругу. подробнее »
Сердце Душа Вера в себя!
Потные двухметровые мужики с небритыми подмышками бегают по маленькой площадке за скачущим мячом и бьют по нему руками. Баскетбол — это для тех, кто не попал в бокс подробнее »
Зияющие пустоты
Три главных кинособытия месяца - боевик «Прорыв», сериал «Доктор Живаго» и международный блокбастер «Код да Винчи» - объединяет следующее: гарантированный успех у зрителей. подробнее »
Брат-близнец Абрамовича
Он поднял на меня глаза, приподнял брови и улыбнулся всему миру известной отсутствующей улыбкой. — А я и есть Абрамович, — тихо ответил мужчина. подробнее »

Главная » Архив » Номер 21 » Каганов: жду, когда сами придут
Каганов: жду, когда сами придут
Номер: №21, "Что? Где? Когда?"
(15 июня 2006 — 25 июня 2006)

Рубрика: Обоняние
Тема: Модный писатель о сетевых дневниках и литературной критике
От: Александр Гриценко,


Писатель-фантаст, сценарист, юморист. Зовут Леонид Каганов. У него вышла новая книга. Называется «Путь Ежика». Подзаголовок - «Сетевой дневник за 2000–2002 год». Это далеко не первый подобный опыт. На западе за такие книги даже специальную «Премию Букера» дают. А у нас пионерами этого дела были Игорь Петров (ЖЖ-юзер labas), Лора Белоиван (tosainu), да и у издательства Memories, книга Каганова не первая — оно уже может похвастаться томиками ЖЖ-юзеров bujhm и polumrak. В этом проекте ново то, что издатель перенес дневник из Интернета в книгу почти без купюр.
На презентации книги было всего два литературных критика — Данила Давыдов и я. Мы оба выпускники Литинститута, оба лауреаты литературной премии «Дебют» (кроме нее у каждого еще по несколько литнаград), оба высокомерны: Давыдов через край, я умеренно. Друг друга терпим: лицемерненько обнимаемся, говорим приятные вещи… У Каганова, казалось бы, тоже немало титулов, однако в элитарной, серьезной литературе его награды не считаются: они ему даны за фантастику. А это, с точки зрения солидного критика, не литература. Каганов мало того что фантаст, так еще и ведет себя как-то непрофессионально. Или ему не нужны положительные рецензии? Или он не понимает: критик хочет, чтобы автор его пооблизывал, покрутился вокруг с раболепной улыбкой. Иначе зачем вообще критикой заниматься? Мне очень интересно: это у писателя такой стиль или он по незнанию? Подхожу. Задаю вопрос.
 
— Не боитесь, что критика воспримет вашу блог-книгу в штыки или вообще не заметит, а тираж не разойдется?
— Если честно, ситуация меня до обалдения умиляет и заставляет совершенно иными глазами посмотреть на механизмы общественного резонанса. Дело в том, что я уже больше 10 лет зарабатываю литературой, в Союзе писателей с 1998 года, у меня вышло пять книг и некоторые даже удостоены премий, но это сроду никого не волновало. Пока не настал день, когда мой старинный друг Игорь Белый, основатель издательства Memories, издал элитным тиражом... мой интернет-дневник. И организовал презентацию. Наутро я проснулся знаменитым. Это уже четвертое интервью, которое я даю.
— Вы думаете, что я у вас беру интервью?
— А что же? Вон у вас цифровой диктофон на шее висит, а на нем горит лампочка. Значит, включен.
— Зачем нужны эти записи в блогах писателю? Это же пошло. Вдобавок дневник отнимает творческую энергию, которую потом не хватит для новой книги.
— Творческая энергия — штука плохо управляемая. Лично мне не всегда удается направить ее по назначению. Тогда она изливается, например, в дневник. Потому что когда ты выполняешь творческое задание, например, статью сочиняешь, надо держаться строго в рамках и теме. Когда ты пишешь собственную книгу — здесь, казалось бы, все свободно, но практически ты опять должен держаться в рамках, которые сам себе поставил. А в дневнике можно писать что угодно, чем в данный момент занята твоя голова: и частушку про политику, и как за кефиром на скутере ездил, и про фильм новый. Есть тут, конечно, задача — не писать того, что постороннему человеку было бы читать откровенно скучно. Но ее решить проще. И приятнее. Поэтому я всегда думал, что время, потраченное на дневник, — это такой отдых для души, а его продукт никогда не пригодится, потому что у всех этих текстов нет будущего. Не формат, как говорят издатели. А вот оказалось — можно сделать книжку!
— Когда в книге и блоге вы сообщаете пароль от своего ящика, то не боитесь? Судя по материалам в Интернете, у вас много недоброжелателей. Я, например, видел обсуждение ваших текстов… Помните, как вас ругали после рассказа «Письмо отца Серафима»? Не боитесь, что кто-нибудь зайдет к вам в ящик и поглумится?
— Это очень забавное занятие — при случае как бы рассеянно процитировать в Интернете свой пароль. Рекомендую. Туда сразу куча любопытствующих (или злонамеренных), отложив все свои дела, бросаются. Наивные...
— В вашем творчестве много текстов посвященных компьютерам, Интернету… В них сквозит какая-то странная влюбленность во все это…
— У меня первое образование — компьютерное, мне вообще нравится техника и электроника.
— По всему видно, что у вас склад ума не гуманитария, а технаря.
— Писателей вообще меньше всего выходит из Литинститута — даже меньше, чем из художников. С большим трудом можно вспомнить пару фамилий, да и то, как правило, они были известны и до поступления. Из филологов писателей уже заметно больше. Много и писателей-журналистов, но достичь больших успехов им часто мешают профессиональные привычки, заставляя писать быстрым «обозревательским» языком и вываливать на читателя горы информации, перечней и фактов, хотя читатель ждет от книги художественного слова и увлекательного сюжета. Неплохие писатели получаются также из ментов, военных и моряков. Много хороших писателей вышло из технарей — инженеров, математиков, физиков. Но все-таки лучшие писатели получаются из медиков. Вспомним: Чехов, Булгаков, кстати, и Лукьяненко — это все врачи. Медики, на мой взгляд, вне конкуренции.
— Вы очень доброжелательны в переписке на форумах с теми, кто вас откровенно оскорбляет. Это мазохизм или мудрость? Или грамотный пиар?
— Существует интересный механизм: когда кто-то начинает оскорблять собеседника, восклицая «Ты хам! Тварь! Подонок!», а собеседник не подается на провокацию и отвечает корректно, то с точки зрения сторонних наблюдателей кто из них выглядит хамом тварью и подонком?
— Если честно, то мне книга очень понравилась. Она кажется цельной. В ней масса смешного. Причем вы умеет не только смешить, но делаете это умно, подспудно выражая свои небанальные мысли, показывая какие-то социальные вещи. Странно, что вас не знают в кругах так называемой элитной толстожурнальной литературы. Вы бы могли там занять свое достойное место… Вы пробовали дружить с «толстыми» журналами — «Новый мир», «Знамя», «Октябрь»?
— Спасибо за добрые слова. Скажем так: предложений не было, а сам я никогда и никуда не предлагаю свои тексты, жду, пока предложат сами. Многие думают, это потому, что я избалован публикациями. Предложений действительно с избытком, но дело не в этом. Просто, если честно, я очень боюсь испытать ощущение графомана, когда я предложу текст, а мне откажут. «У нас конкурс литературы, здесь не должны побеждать анекдоты!» — такую обиженную фразу я услышал от молодого, но довольно известного литератора, когда мой рассказ (весьма трагичный, кстати) стал победителем. Думаю, то же самое услышу и в «серьезных» литературных журналах. До перестройки они были для авторов практически единственным шансом на достойную публикацию. Но сегодня, когда публикуется что угодно и где угодно, тиражи и вес литературных журналов резко упали. Сегодня литературный журнал занимает особую нишу: он ассоциируется не с массовой литературой, а с ее противопоставлением: эдакой элитарно-кристаллической литературной, понятной лишь утонченным ценителям слога и штиля. Моя же авторская репутация в этом смысле безнадежно запятнана, ведь начинал я автором юмора на ТВ (о, ужас!), а сейчас пишу книги, выходящие в сериях фантастики. А это, понятное дело, клеймо на всю жизнь. Любой утонченный литератор вам скажет, что фантастика — это не литература, а мусор. Вот Булгаков — это литература, а Стругацкие — это так, фантастика. Хотя, согласитесь, если бы Булгаков впервые издал «Иван Васильевич меняет профессию» про машину времени и «Собачье сердце» в пестрой серии «Фантастические миры» — это тоже была бы не литература, а фантастика…
— Смеяться над серьезными вещами: это у вас дар с детства или приобретенное?
— Ну, разумеется. Когда мне было 5 лет, я гулял по стройке в Чертаново, и мне на голову упал ковш. С тех пор все серьезное меня смешит и наоборот. Так и живу. Спасибо за дар, РЭУ-164!
 
Дружелюбно киваю и отхожу. Высокомерный Давыдов после презентации кривится: «Я об этом писать не буду. Мрак». К Каганову подступают читатели, они тянут книги для автографа. Просачиваюсь сквозь толпу на улицу. Думаю: «Совсем другой человек этот Ллео Каганов… Нелитинститутский формат…»

Всего оценок: 60, средний балл: 4.7
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →
Статьи автора:
» Пульт управления весельем
» Абель — не BELLE, Лимон — OFF?
» Как стать хорошим менеджером
» «Rе:Акция» составляет первый в России RЕ:ЙТИНГ МОЛОДЫХ ПОЛИТИКОВ
» Level 2: Турнир сильнейших

Статьи рубрики:
» Аромат Гоблина
» Триколор на колесах
» Бомбоукладчики
» Рабы не мы
» Не пинайте журналиста



Комментарии (оставить свой)

От: Cecila
20.01.2023, 06:53
Hello reakcia.ru Webmaster, exact listed here: Link Text

Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru