ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Выборы кончились. Началась работа
Сейчас, по итогам последних предвыборных кампаний, можно уверенно сказать, что российская политическая система уже переболела «комсомольской болезнью», когда молодежные структуры любой партии могли быть только уменьшенными копиями больших партий, состоящих из таких же, только более молодых, карьеристов и бюрократов подробнее »
Почему мы не умеем болеть за своих
Почему историческую победу баскетбольного клуба ЦСКА в финале Евролиги простые российские болельщики встретили так спокойно? подробнее »
NEWS TOTO №40
«Ямаран Бяана?» На этот истинно калмыцкий вопрос наш корреспондент в Калининграде Роман Романовский ответил бы, наверное: «Хорошо». Или: «Sehr gut». Все-таки он живет почти за границей. подробнее »
О кто же ты, брат?
«Re:Акция» предлагает оглянуться на старших, а именно – проанализировать, к какому типу старушек вы принадлежите. подробнее »
Не трожь, у меня дрожь
Сегодня, продолжая серию научно-душераздирающих лекций о чувствах, именами которых названы рубрики «Rе:Акции», мы поговорим об осязании, то есть о восприятии факторов ... подробнее »

Главная » Архив » Номер 21 » Каганов: жду, когда сами придут
Каганов: жду, когда сами придут
Номер: №21, "Что? Где? Когда?"
(15 июня 2006 — 25 июня 2006)

Рубрика: Обоняние
Тема: Модный писатель о сетевых дневниках и литературной критике
От: Александр Гриценко,


Писатель-фантаст, сценарист, юморист. Зовут Леонид Каганов. У него вышла новая книга. Называется «Путь Ежика». Подзаголовок - «Сетевой дневник за 2000–2002 год». Это далеко не первый подобный опыт. На западе за такие книги даже специальную «Премию Букера» дают. А у нас пионерами этого дела были Игорь Петров (ЖЖ-юзер labas), Лора Белоиван (tosainu), да и у издательства Memories, книга Каганова не первая — оно уже может похвастаться томиками ЖЖ-юзеров bujhm и polumrak. В этом проекте ново то, что издатель перенес дневник из Интернета в книгу почти без купюр.
На презентации книги было всего два литературных критика — Данила Давыдов и я. Мы оба выпускники Литинститута, оба лауреаты литературной премии «Дебют» (кроме нее у каждого еще по несколько литнаград), оба высокомерны: Давыдов через край, я умеренно. Друг друга терпим: лицемерненько обнимаемся, говорим приятные вещи… У Каганова, казалось бы, тоже немало титулов, однако в элитарной, серьезной литературе его награды не считаются: они ему даны за фантастику. А это, с точки зрения солидного критика, не литература. Каганов мало того что фантаст, так еще и ведет себя как-то непрофессионально. Или ему не нужны положительные рецензии? Или он не понимает: критик хочет, чтобы автор его пооблизывал, покрутился вокруг с раболепной улыбкой. Иначе зачем вообще критикой заниматься? Мне очень интересно: это у писателя такой стиль или он по незнанию? Подхожу. Задаю вопрос.
 
— Не боитесь, что критика воспримет вашу блог-книгу в штыки или вообще не заметит, а тираж не разойдется?
— Если честно, ситуация меня до обалдения умиляет и заставляет совершенно иными глазами посмотреть на механизмы общественного резонанса. Дело в том, что я уже больше 10 лет зарабатываю литературой, в Союзе писателей с 1998 года, у меня вышло пять книг и некоторые даже удостоены премий, но это сроду никого не волновало. Пока не настал день, когда мой старинный друг Игорь Белый, основатель издательства Memories, издал элитным тиражом... мой интернет-дневник. И организовал презентацию. Наутро я проснулся знаменитым. Это уже четвертое интервью, которое я даю.
— Вы думаете, что я у вас беру интервью?
— А что же? Вон у вас цифровой диктофон на шее висит, а на нем горит лампочка. Значит, включен.
— Зачем нужны эти записи в блогах писателю? Это же пошло. Вдобавок дневник отнимает творческую энергию, которую потом не хватит для новой книги.
— Творческая энергия — штука плохо управляемая. Лично мне не всегда удается направить ее по назначению. Тогда она изливается, например, в дневник. Потому что когда ты выполняешь творческое задание, например, статью сочиняешь, надо держаться строго в рамках и теме. Когда ты пишешь собственную книгу — здесь, казалось бы, все свободно, но практически ты опять должен держаться в рамках, которые сам себе поставил. А в дневнике можно писать что угодно, чем в данный момент занята твоя голова: и частушку про политику, и как за кефиром на скутере ездил, и про фильм новый. Есть тут, конечно, задача — не писать того, что постороннему человеку было бы читать откровенно скучно. Но ее решить проще. И приятнее. Поэтому я всегда думал, что время, потраченное на дневник, — это такой отдых для души, а его продукт никогда не пригодится, потому что у всех этих текстов нет будущего. Не формат, как говорят издатели. А вот оказалось — можно сделать книжку!
— Когда в книге и блоге вы сообщаете пароль от своего ящика, то не боитесь? Судя по материалам в Интернете, у вас много недоброжелателей. Я, например, видел обсуждение ваших текстов… Помните, как вас ругали после рассказа «Письмо отца Серафима»? Не боитесь, что кто-нибудь зайдет к вам в ящик и поглумится?
— Это очень забавное занятие — при случае как бы рассеянно процитировать в Интернете свой пароль. Рекомендую. Туда сразу куча любопытствующих (или злонамеренных), отложив все свои дела, бросаются. Наивные...
— В вашем творчестве много текстов посвященных компьютерам, Интернету… В них сквозит какая-то странная влюбленность во все это…
— У меня первое образование — компьютерное, мне вообще нравится техника и электроника.
— По всему видно, что у вас склад ума не гуманитария, а технаря.
— Писателей вообще меньше всего выходит из Литинститута — даже меньше, чем из художников. С большим трудом можно вспомнить пару фамилий, да и то, как правило, они были известны и до поступления. Из филологов писателей уже заметно больше. Много и писателей-журналистов, но достичь больших успехов им часто мешают профессиональные привычки, заставляя писать быстрым «обозревательским» языком и вываливать на читателя горы информации, перечней и фактов, хотя читатель ждет от книги художественного слова и увлекательного сюжета. Неплохие писатели получаются также из ментов, военных и моряков. Много хороших писателей вышло из технарей — инженеров, математиков, физиков. Но все-таки лучшие писатели получаются из медиков. Вспомним: Чехов, Булгаков, кстати, и Лукьяненко — это все врачи. Медики, на мой взгляд, вне конкуренции.
— Вы очень доброжелательны в переписке на форумах с теми, кто вас откровенно оскорбляет. Это мазохизм или мудрость? Или грамотный пиар?
— Существует интересный механизм: когда кто-то начинает оскорблять собеседника, восклицая «Ты хам! Тварь! Подонок!», а собеседник не подается на провокацию и отвечает корректно, то с точки зрения сторонних наблюдателей кто из них выглядит хамом тварью и подонком?
— Если честно, то мне книга очень понравилась. Она кажется цельной. В ней масса смешного. Причем вы умеет не только смешить, но делаете это умно, подспудно выражая свои небанальные мысли, показывая какие-то социальные вещи. Странно, что вас не знают в кругах так называемой элитной толстожурнальной литературы. Вы бы могли там занять свое достойное место… Вы пробовали дружить с «толстыми» журналами — «Новый мир», «Знамя», «Октябрь»?
— Спасибо за добрые слова. Скажем так: предложений не было, а сам я никогда и никуда не предлагаю свои тексты, жду, пока предложат сами. Многие думают, это потому, что я избалован публикациями. Предложений действительно с избытком, но дело не в этом. Просто, если честно, я очень боюсь испытать ощущение графомана, когда я предложу текст, а мне откажут. «У нас конкурс литературы, здесь не должны побеждать анекдоты!» — такую обиженную фразу я услышал от молодого, но довольно известного литератора, когда мой рассказ (весьма трагичный, кстати) стал победителем. Думаю, то же самое услышу и в «серьезных» литературных журналах. До перестройки они были для авторов практически единственным шансом на достойную публикацию. Но сегодня, когда публикуется что угодно и где угодно, тиражи и вес литературных журналов резко упали. Сегодня литературный журнал занимает особую нишу: он ассоциируется не с массовой литературой, а с ее противопоставлением: эдакой элитарно-кристаллической литературной, понятной лишь утонченным ценителям слога и штиля. Моя же авторская репутация в этом смысле безнадежно запятнана, ведь начинал я автором юмора на ТВ (о, ужас!), а сейчас пишу книги, выходящие в сериях фантастики. А это, понятное дело, клеймо на всю жизнь. Любой утонченный литератор вам скажет, что фантастика — это не литература, а мусор. Вот Булгаков — это литература, а Стругацкие — это так, фантастика. Хотя, согласитесь, если бы Булгаков впервые издал «Иван Васильевич меняет профессию» про машину времени и «Собачье сердце» в пестрой серии «Фантастические миры» — это тоже была бы не литература, а фантастика…
— Смеяться над серьезными вещами: это у вас дар с детства или приобретенное?
— Ну, разумеется. Когда мне было 5 лет, я гулял по стройке в Чертаново, и мне на голову упал ковш. С тех пор все серьезное меня смешит и наоборот. Так и живу. Спасибо за дар, РЭУ-164!
 
Дружелюбно киваю и отхожу. Высокомерный Давыдов после презентации кривится: «Я об этом писать не буду. Мрак». К Каганову подступают читатели, они тянут книги для автографа. Просачиваюсь сквозь толпу на улицу. Думаю: «Совсем другой человек этот Ллео Каганов… Нелитинститутский формат…»

Всего оценок: 60, средний балл: 4.7
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →
Статьи автора:
» Крестная мать шоу-бизнеса. Экземпляр – Мадонна
» Театральная дедовщина для призывников
» Обратная сторона «Наива»
» Мнения
» Всем миром на орбиту

Статьи рубрики:
» Сами реформируете — сами и образовывайтесь
» Молодо и зелелено
» Джульетта, не горюй!
» Весна-2006: ноу-хау военкоматов
» Большая страна



Комментарии (оставить свой)

От: Cecila
20.01.2023, 06:53
Hello reakcia.ru Webmaster, exact listed here: Link Text

Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru