«Все свободны»: девять принципов и идейный фундамент
Общественное движение можно считать серьезным тогда, когда принципы, на которых оно основано, имеют глубокие идейно-философские корни. Количество и разнообразие этих корней гарантируют моральную устойчивость и широту воззрений. В своих главных принципах движение «Все свободны» опирается на девять источников (в том числе — мыслители, культурно-философские школы и одно российское высшее учебное заведение).
1. Я — часть моей страны и мира. Я люблю семью, мой город, мою страну.
(См.: хартия вступающего во взрослую жизнь молодого человека «Я и мир», МГИМО)
2. Я не жду от государства всего, что нужно для моего счастья. Главное зависит от меня, от моего труда. Задача государства — всего лишь дать возможность для старта в моей жизни.
(См.: Жан Жак Руссо)
3. Я требую уважения к себе, к своему человеческому достоинству, своим правам и свободам. Я понимаю, что это зависит только и исключительно от моего такого же уважения к чести, достоинству и правам других людей. Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.
(См.: Робеспьер)
4. Я хочу жить в правовом государстве и в гражданском обществе, где мои интересы — интересы человека и гражданина — выше, чем политические и государственные интересы, интересы партий и олигархических групп. Я полностью и беспрекословно подчиняюсь только праву. Я признаю легитимно избранную власть. Если я не согласен с каким-либо из законов, я буду стремиться к его изменению только правовым путем.
(См.: Гераклит)
5. Я не признаю контроля над обществом, над молодежью, ни над идеологией, религией или научной теорией. Я отрицаю превосходство одной расы или нации над другими.
(См.: Станислав Ежи Лец)
6. Я люблю культуру своего народа, историю своей страны и буду сопротивляться любой культурной, религиозной или какой-либо еще нетерпимости.
(См.: мультикультуризм)
7. Я — россиянин, наследник моих предков, моей страны. Россия и ее богатства — мои, и я в ответе за сохранение родной природы, духовных и материальных ценностей, российской государственности. Своим детям я должен оставить экологически чистую природную и культурную среду.
(См.: Д.И. Менделеев)
8. Я знаю, что мне необходимо для достойной жизни — большая и дружная семья, хорошее жилье, современные средства связи, одежда и т. д. Одновременно я выступаю за то, что все материальные ценности я должен заплатить сам, заработав средства честным путем.
(См.: марксизм-ленинизм, особенно постулат «каждому по труду»)
9. Я согласен с тем, что большинство не всегда право и уважаю убеждения людей, оказавшихся в меньшинстве.
(См.: правила хорошего тона)
Применять эти священные принципы в реалиях окружающей действительности непросто, но у Ксении Собчак есть волшебный десятый принцип, ее собственный, с помощью которого она предполагает привести в действие и остальные девять. «Главное быть хорошим человеком», — говорит она.
Ксения Собчак:
«Вся свободна!»
Популярная телеведущая Ксения Собчак представила публике общественное движение «Все свободны!». Основные принципы «свободных» просты. Иерархии внутри организации нет, субординации нет и даже общих задач нет. Главное, чтобы участники движения любили семью и родину, уважали мнение большинства, оставаясь в меньшинстве, и толерантно относились к мнению меньшинства, будучи в большинстве.
…Собчак опаздывает уже на двадцать минут. Вокруг немногочисленных журналистов носятся рабочие — они спешно устанавливают сидячие места, настраивают видеокамеры и умоляют прессу не путаться под ногами. Пресса, плотоядно посматривая на барную стойку, рабочих игнорирует, обсуждает светские сплетни и спорит, в каком обличии появится Ксюша.
Я в числе угадавших — Собчак в джинсах. Точно под цвет здания штаб-квартиры «свободных». Джинсы — символ свободы. Впрочем, внезапно наступившая «свобода» мало кого волнует. Первые минуты журналисты не обращают внимания на Ксению и общаются с ее матерью, сенатором от Тувы Людмилой Нарусовой. Та рассказывает о неуступчивом характере дочери и травит байки из дочкиного же детства. Пресс-атташе «свободных» Александр Политковский напоминает, что движение открывает не Нарусова, а ее дочь. И предлагает дочери произнести «тронную речь». Ксения начинает рассказ.
Сначала Собчак говорит о том, как в ходе общения с поклонниками реалити-шоу «Дом-2» она осознала, что может помогать людям.
— Кто домик в деревне просит купить, кто — корову. Таким я помочь не могу, я не банкомат. Но часто приходят письма «родители меня не понимают», «дочь отбилась от рук», «сына забирают в армию», и я понимаю, что в этих случаях я помочь могу. Поговорить с людьми, поддержать, оказать юридическую поддержку — все это в моих силах, — делится переживаниями Собчак. — Молодежь — будущее нашей страны, мне обидно, что молодежь сейчас называют аморальной толпой, лишенными идеалов прожигателями жизни. На самом деле это не так. Молодежи не хватает возможности самореализации. Мы поможем людям самореализоваться, понять себя и окружающих…
Нарусова, удовлетворенная успешным стартом выступления дочери, вспоминает, что пора ехать на работу, и покидает зал. Собчак почему-то начинает оправдываться, несколько раз повторяет, что ее движение не конкурирует с существующими и обещает не лезть в политику.
— Словосочетание «молодежное движение» сейчас достаточно затертое. Все нынешние молодежные организаций созданы сверху, они живут, как мертворожденные дети, проводя никому не нужные акции и массовые демонстрации, играя на публику. Это неправильно, когда молодежь собирается и говорит о политике скучным, официальным языком. Я в это не верю, — рассказывает Собчак. — Наше движение не будет лезть в политику, мы будем помогать добрыми делами, научим молодежь быть лидерами, и они сами всего добьются.
Кто научит и как будет учить — объяснять не стала. В движении пока что никого и нет, только сама Собчак и несколько ее друзей. Зато процедура вступления предельно простая. Хотите быть свободным? Отправьте SMS-сообщение на короткий номер своего оператора или заявите о своем желаниb в штабе на Арбате. Ксения уверена, что единомышленники в команду наберутся быстро. Вот только что именно она будет делать в компании единомышленников, Собчак объяснить не смогла. Конкретных планов у движения нет, и проблемы «Все свободны!» будут решать по мере их появления. Ксения готова лично пойти к ректору вуза, требующему взятку у талантливого абитуриента, зайти в военкомат и поинтересоваться о судьбе ушедшего в армию студента, если понадобиться, она сделает за кого-нибудь уроки. После люди, которым она помогла, начнут помогать другим. Не начнут — она не обидится, ведь все свободны.
Я спросил, чем «свободные» могут помочь лично мне. Ксения пообещала решить все проблемы с начальством, какие только могут у меня возникнуть, и устроить к себе на работу, если начальство вдруг заартачится. «Буду очень рада, если вы придете», — улыбнулась она. И продолжила общение с прессой, рассказывая, как в штабе на Арбате откроют бесплатный молодежный клуб. С интернет-кафе, с бесплатными посиделками «свободных», желающих помочь окружающим, потусоваться, найти себе друзей и «вместе сходить в кино».
ДЕТСТВО ВОЖДИНИ
(ТРИ ИСТОРИИ ОТ ЛЮДМИЛЫ НАРУСОВОЙ)
Людмила Нарусова дочь любит и готова говорить о ней часами. На презентации общественного движения «Все свободны» она с видимым удовольствием рассказывала журналистам о том, как формировался характер свободолюбивой Ксении Собчак. «Re:Акция» историями, рассказанными трем десяткам журналистов, осталась недовольна, мы связались с Людмилой Борисовной и попросили ее поделиться с нами эксклюзивным.
Она поделилась.
— Ксения с восьми лет была под прессом общественного внимания и любопытства, — рассказывает Людмила Борисовна. — Мы украли нее детство. Ксения не могла позволить себе нашкодить, сорвать урок или позволить себе какую-нибудь детскую шалость. Как только с ней что-нибудь происходило, об этом сразу писали городские газеты и это сразу показывали по городскому телевидению. Причина ее сегодняшнего эпатажа — невозможность эпатировать в детстве. В ближайшее время Ксения эпатаж прекратит — она уже повзрослела.
Ксения и Ленин
Независимый характер Ксении проявлялся с самого раннего детства. В первом классе Ксению принимали в октябрята. Ей рассказали, что октябрята — это внучата Ильича и что у Ксюши теперь будет дедушка Ленин. Ксюше новый дедушка не понравился, она заявила, что у нее уже есть дедушка Борис.
Людмила Борисовна Нарусова, работающая на тот момент в институте культуры, решение дочери принять согласилась. Воодушевленная дочь уговорила нескольких одноклассников отказаться от октябрятской звездочки, вследствие чего не стала через несколько лет пионеркой.
Ксения
и охрана
В бурные девяностые Ксения Собчак даже в школу ходила под усиленной охраной. Охрану она не любила и всячески старалась от нее убежать. Коронным ходом Ксюши было бегство в метро — она спускалась по эскалатору на платформу, заходила в самый забитый вагон и прямо перед открытием дверей выбегала из поезда. Охранники девочку любили, но бегать за ней по метрополитену готовы не были. Просились куда угодно: на охрану банков, борьбу с бандитизмом, в патрульные службы. Там проще.
Ксения и демократия
Однажды Ксения сорвала урок. Маму в школе отчитали, и она вернулась с твердым намерением выпороть дочь. Но не решилась — подошла к мужу и обвинила его в излишнем либерализме в общении с ребенком. Анатолий Собчак согласился и решил впервые в жизни выпороть дочь. Одиннадцатилетняя Ксения подбоченилась и заявила: «Эх ты, Собчак, еще демократом называешься! Как же ты руку на ребенка подымешь? Вот уж не думала, что мой папа подкаблучник!». Папа подкаблучником себя считать не захотел и ребенка пороть не стал. Но уроки Ксения больше не срывала.