Лейб-гусары и барабан
Еще в Москве растабайкеры сняли с великов колеса с невероятным количеством спиц, открутили высоченные изогнутые хромированные рули, зеркала в форме мальтийского креста, зубчатые педали, винтажные клаксоны и миниатюрные бумбоксы, любовно перебинтовали разукрашенные рамы и погрузили что покрупнее в клубный «бычок». Клаксоны и сирены взяли с собой в автобус. И еще барабан. Всю дорогу до Петербурга, где должен состояться слет растабайкеров, барабан не умолкает ни на секунду. Вначале по нему колотили в 16 рук, потом подустали, но и глубокой ночью кто-нибудь хоть ногтем указательного пальца да постукивает по натянутому пластику. Внушительная батарея емкостей как с прохладительными, так и с горячительными напитками стремительно пустеет еще на выезде из Москвы.
— А что будет в Питере? — спрашиваю у соседа по салону.
— Ну, покатаемся красиво.
— И все?
— Не знаю. Что-то там наш питерский филиал намутил. Приедем — увидим… Коньячку?
Умный водитель, заботясь о сохранности автобуса, делает остановки только у хиленьких лесопосадок, за которыми видны перепаханные поля. К утру весь автобус страдает от жажды. Даже горнобайкеры. Начинаем очень громко молотить в барабан и скандировать: «Ма-га-зин! Ма-га-зин!». Но водитель похож на манекен для испытаний автомобилей на прочность, даже ухом не ведет. Так, под барабан и песню про магазин, и въезжаем в Ольгино — пригород Питера, где нас ждут комфортабельные бунгало: картонные палатки с двумя деревянными лежанками и полкой для вещей. Горнобайкеры еще за час до этого попросили притормозить, вынули из багажного отделения полностью собранные зверского вида байки и сорвались на них перпендикулярно дороге. До отъезда обратно в Москву мы их не видели.
Подъехал клубный грузовичок с огромным развевающимся черным флагом, и растабайкеры, вынув из карманов компактные наборы ключей и отверток, стали споро собирать свои волшебные машины. Большая часть растабайков — чопперы. Это такие велосипеды с высоким рулем, сдвинутым далеко назад сиденьем и вынесенным далеко вперед передним колесом. Верхом на чоппере человек выглядит очень круто и важно, а если учесть, что у растабайкеров не только велосипеды «кастомизированные», но и почти все остальное тоже — яркая одежда, прически, аксессуары, татуировки… В общем, внешнему виду такой кавалькады позавидует любой эскадрон лейб-гусар.
Интересуюсь:
— А вот, скажем, куплю я себе велик, перекрашу, привинчу светодиоды, зеркало от мотороллера «Вятка» 57-го года, статуэтку какую-нибудь на крыло… В какой момент он станет растабайком? И обязательно ли это должен быть чоппер? Где вообще граница между растабайком и обычным велосипедом?
— Нет границы, — отвечает Николя, растабайкер, всю дорогу пытавшийся, перекрикивая барабан, рассказать своей соседке про Амстердам и Париж. — Может быть чоппер, может и круизер. Растабайк — это красивый велосипед. Слово «растабайк» вообще Шурэ (основатель и президент клуба «Растабайк». — Прим. Re:) придумал. Ты, кстати, запиши, что «растабайк» — это не потому что «растаманы», это сокращение: «развитие альтернативных способов творения аппаратов байков».
— Навернули-то… Не меньше, чем на сами байки… А можно так определить: чем велосипед безумнее и навороченнее, тем он больше растабайк?
— Ну да, наверное… Да на растабайк достаточно раз взглянуть — и все понятно!
Саммит байкеру не помеха
Питерские растабайкеры назначили московским встречу в четыре на Дворцовой, но на своем форуме написали: «Собираемся в три у Исакия».
— Почему? — спрашивает кто-то из новичков. — И как вас там найти?
— Чтобы въехать на Дворцовую организованной колонной, — отвечают организаторы. — И не волнуйся: нас ты там ни с кем не перепутаешь.
Черные знамена с эмблемой клуба полощутся на ветру у подножия Александрийского столпа. Туристы глазеют на причудливые двухколесные машины, фотографируются на фоне, самые смелые просят разрешения посидеть в седле. Им разрешают. Москвичи расслабились, разлеглись на теплой брусчатке… Вдруг сирены, пищалки, звонки — со стороны Невского появляется колонна питерцев. Впереди — автомобиль с огромным пиратским флагом, позади — завывающая милицейская машина с обеспокоенными стражами порядка: в Санкт-Петербурге проходит международный экономический форум, а тут такое… антиглобалисты? Но милиционерам быстро все объясняют и они, отерев пот со лба, уезжают.
— Ну красиво, красиво появились, ничего не скажешь! С эскортом!
Страшная красота
Из обещанных трех киловатт звука диджей питерского филиала довез до уговоренного места у Финского залива почему-то только один. Да и тот вскоре сдох. Что-то случилось с генератором.
— Как же быть? — беспокоюсь я за растабайкеров, которые за двое суток стали мне уже почти как родные.
— Ничего страшного, — пожимает плечами президент клуба Шурэ. — Будем общаться, обмениваться опытом кастомизации…
В самом деле, в чем прелесть объединений по интересам — всегда есть о чем поговорить. Не надо вспоминать какие-то забавные истории или воспроизводить стандартные тосты, темы сами просятся на язык.
— Оба! И где же ты взял такую раму?
— Не поверишь, в маленьком магазинчике на станции «Пионерская».
— А фары?
— Это от «Риги».
Без тостов тоже, впрочем, не обходится. Кто-то разводит костер, жарит охотничьи колбаски. Случайные отдыхающие смешиваются с толпой растабайкеров, знакомятся, заключают пари:
— А спорим, я на вот этом вашем высоком велике запросто проеду.
— Не проедешь.
Поспорили, проехал. Вдохновленный успехом этого человека, я пытаюсь оседлать чоппер. Это моя четвертая в жизни попытка сесть на велосипед. В детстве как-то не сложилось, потом не до того было, а тут вдруг столько впечатлений, столько байков… Влезаю в седло. Ощущения странные: ноги едва ли не выше головы, руль висит где-то в небесах, как радуга. Эх, прокачусь!.. Проезжаю полтора десятка метров и убираюсь ухом в землю.
— Фигня, — успокаивает меня кто-то оказавшийся рядом, — тебе надо сперва на круизере попробовать. Или заведи себе трицикл. Будешь очень внушительно смотреться.
«Черт побери, — думаю. — Ну как они на них ездят с таким достоинством?! Это же невозможно!»
— Шурэ, а вот я видел на вашем сайте фотку велосипеда с лестницей. Какая у него высота?
— Больше четырех метров.
— Офигеть! И вы на нем тоже ездите?
— Да, есть у нас один человек, который может на нем ездить. У нас же цирк есть, там много забавных велосипедов, на некоторых из них ездить почти невозможно, но мы стараемся. Выступаем на разных конкурсах, в детских домах…
— Но четыре метра! А если с него упасть? Это же страшно!
— Да, когда наш каскадер с этого велосипеда спускается, у него по лицу холодный пот реками течет… Страшно. Но ведь красиво!
Стать растабайкером, пока не кончилась нефть
Обратная дорога в Москву поспокойнее: все разрядились, барабан молчит, люди разбиваются на небольшие группки и завязывают беседы. Один из друзей клуба пытает клубного активиста:
— Вот объясни, Олег, зачем мне вступать в клуб? Какой в том смысл? У меня есть велосипед, я на нем катаюсь. Какие преимущества дает клуб?
— Никаких, — отвечает Олег. — Не вступай. У тебя есть велосипед? Прекрасно. Ты наш друг, брат, единомышленник, мы тебя любим, а в клуб тебе вступать незачем.
— Постой! Я серьезно. Вот скажи, что дал клуб лично тебе?
— Мне? Я благодаря клубу снова начал жить.
— Но тебе 40 лет, правильно? В этом возрасте, наверное, какие-то свои резоны. А что клуб даст мне, 20-летнему?
— Ничего. Если ищешь преимуществ — не вступай. У тебя есть велосипед. А клуб — это работа…
И разговор заходит на второй круг.
Уже в Москве, в мастерской клуба, я спрашиваю у Глеба, сделавшего свой велосипед, включая раму, своими руками:
— А что лично тебе дает клуб?
— Любое объединение по интересам дает возможность реализовывать эти интересы. Мы общаемся, учимся друг у друга. Клуб дает мне возможность заниматься своими велосипедами в клубной мастерской. Это удобно, это интересно. Это одновременно и искусство, и спорт, и общение, и, возможно, в будущем способ зарабатывать деньги. Понимаете, нефть заканчивается, климат становится жарче, велосипеды будут все больше входить в моду. Вот мы как раз и делаем эти красивые модные вещи. Мы в авангарде новой эры.
«В авангарде Армагеддона», — думаю я про себя, а вслух спрашиваю:
— Глеб, а для начинающего ста тридцати килограммов весом можно красивый велосипед подобрать?
— Вы для себя, что ли? Сейчас посмотрим…
Я буду выбирать очень тщательно: ведь нефть и правда заканчивается.
Своими глазами
Посмотреть живьем на растабайкеров и их выпендрежные машины можно будет с 6 по 15 июля на аэродроме Тушино в Москве. В эти дни там будет проходить шоу «Автоэкзотика». Вообще-то оно посвящено нестандартным автомобилям, но и другим видам транспорта ход в Тушино не заказан. Растабайкеры на «Автоэкзотике» будут проводить конкурс на лучший чоппер с максимально измененной рамой, лучший кастом-круизер, самый стильный велосипед, лучшую аэрографию и т. п.
Сайт шоу «Автоэкзотика» — www.autoexotica.ru
Растабайки в сети
www.rastabike.com — официальная страница вело-кастом-клуба «Растабайк»
www.choppermania.ru — Санкт-Петербургский филиал клуба «Растабайк»
Производители растабайков
Phat Cycles www.phatcycles.com
Lowrider Bikes www.lowriderbike.com
Electra www.electrabike.com
Felt www.feltracing.com
3G Bikes
www.3gbikes.com