Откуда они берутся? «Ферматики», бродячие проповедники и уличные шуты — все те, кого принято называть «городскими сумасшедшими»?
В быту эти люди, как правило, адекватны: их «сумасшествие» проявляется только в рамках одной избранной ими деятельности. Может, ключевое слово здесь — «городские»?..
Выдающийся русский философ Александр Панарин писал в книге «Россия в циклах мировой истории»: «Социология ХХ века описала процессы, происходящие с людьми, перемещенными из привычной, традиционной среды в новую, нестабильную, требующую специальной адаптации. Люди, выбитые в процессе индустриализации и урбанизации из привычных условий жизни, но еще не приспособленные к новым, получили название маргиналов».
Маргинал — это тот, кто выброшен из общей, «нормальной» картины мира. То, что всем другим понятно «и так» (например, зачем политики грызутся между собой, или почему люди не хотят жить в мире), для него нуждается в особом объяснении. Не будучи философом (хотя бывают и маргиналы-философы), он пытается «обустроить мир» через действие. Или хотя бы через причастность к нему.
Наука и политика — это две мощнейшие «мирообъяснительные» машины, и маргиналы интуитивно тянутся к ним. Изобрести вечный двигатель или одолеть теорему Ферма значит доказать свою нелишнесть, небесполезность, преодолеть выброшенность из мира. Почему их тянет на митинги? Они хотят быть среди людей. Делать с ними общее дело.
* * *
Раньше главной мирообъясняющей машиной была религия. И маргиналы подвизались на ее поприще. Они создавали ереси и объявляли себя пророками. Атмосфера религиозного сумасшествия, в которую ударяются жители городских окраин, «выходцы из муромских и ярославских крестьян», описана в романе Михаила Елизарова «Pasternak»:
«Дворник Витя спускал штаны и садился срать в наметенную кучу мусора, приговаривая с куриными интонациями: «Свят, свят, свят». И одевался, не подтираясь: «Сами себя от нечистоты отделяем, заново из божьей говноглины лепимся, очищаемся от денных грехов». Это Витя называл «молитва на кишку».
…Электрик Мартынов проповедовал следующее: «Через фрукт мы согрешили. Получаем же искупление через Хлеб, ибо он плоть и кровь Божья. Хлеб есть Иисус Всему Голова. И есть надо только хлеб, а кто ест яблоки, тот грешит». После чего Мартынов вкушал с земли хлеб и топтал яблоки.
Выступления Мартынова спровоцировали появление экстремистской фракции новохлебничества. Их пророк, инвалид ног Панкратов, утверждал, что всякая пища есть Бог. У новой ереси оказались последователи, многие стали истово поклоняться любому продукту питания, будь то колбаса или плавленый сырок. Гастрономы или продовольственные ларьки объявлялись Домами Бога».
Ничего не напоминает?.. «Городские нормальные» тоже склонны к ереси новохлебничества — ходят по воскресеньям, как в храм, в какой-нибудь «торговый центр», где можно «снять стресс и отлично провести время». Просто этот «сдвиг» (желать друг другу в день рождения денег, а не счастья или здоровья, ходить всей семьей по выходным в магазин, а не в церковь или театр) уже не воспринимается как патология.
Что ж, скоро и политика будет ассоциироваться исключительно с ряжеными и клоунами. Отчасти это даже и лучше, чем то, что происходит сегодня — когда политика ассоциируется с провокаторами и казнокрадами. По мне, так лучше покойный депутат Марышев, являвшийся на думские заседания в балетной пачке, чем ныне здравствующие министры N*** и N***, «сидящие на трубе» и «пилящие бюджет». А также «улучшающие» систему образования.
Глядишь, их усилиями и в официальной науке воцарятся «ферматики».