Когда пилот «Формулы-1» Бертран Гашо из команды «Джордан» давал объяснения в полицейском участке Лондона по поводу своего дебоша и угроз пистолетом в адрес таксиста, никто и представить не мог, что дверь тюремной камеры, захлопнувшейся за Гашо, навсегда закрыла эпоху старой «Формулы». Вместо Гашо тогда в болид «Джордан» сел юный немецкий гонщик Михаэль Шумахер, ставший впоследствии кумиром или объектом ненависти миллионов болельщиков всего мира. Что бы ни делал Шумми на трассе, любовь и ненависть к нему возрастали в геометрической прогрессии.
Кто-то утверждает, что ему везло, и это правда. Ни у одного из пилотов не было такого фарта, который постоянно присутствовал у Михаэля. Но рядом с его везением постоянно находилась неудача, тоже не оставлявшая его своим вниманием. Иначе чем объяснить потерю 3-х чемпионских титулов, уплывших практически из рук Шумахера?
Он никого не боялся на трассе и никого не уважал в гонке — это правда. Но и против него боролись всегда с «супернастроем» даже гонщики-однодневки. Каждый считал делом чести обогнать «Великого и Ужасного». Некоторые его поступки признаются большинством экспертов и болельщиков неспортивными или нечестными, как, например, вынос Хилла и Вильнева, или улыбка радости на подиуме в Имоле-94 в последней гонке Сенны. На другом полюсе находятся его феноменальные прорывы из конца пелетона, как, например, в его последней гонке в Сан-Паулу, или его способность вселять уверенность в победе в каждого сотрудника команды и выигрывать, выигрывать, выигрывать...
Редкая птица долетит до середины того пути, что проделал семикратный победитель чемпионата «Формулы-1». Если звезды рок-н-ролла для того, чтобы превратиться в легенду, должны обязательно умереть, то у гонщиков все наоборот. Их крутизна исчисляется расстояниями, а расстояния исчисляются временем. «Мое время вышло. Я прекрасно осознаю, что это последний Гран-при в моей карьере. Но когда я сажусь за руль машины, то уже не вижу никакой разницы по сравнению с другими. Я нахожусь здесь с моей семьей и моими самыми дорогими друзьями, и это делает меня счастливым», — сказал Михаэль Шумахер перед своей последней гонкой в Бразилии. Смахивая набежавшую слезу, мы провожаем его…
Старт
…Отец Михаэля всегда мечтал иметь свою гоночную трассу для картов. «Дом наш находился в Керпене, — вспоминает Михаэль. — Мой отец был каменщиком, мы жили довольно бедно. У меня было совершенно обычное детство, как и у любого мальчишки. Я очень любил играть с друзьями в футбол, а еще я занимался дзюдо и ездил на картах. Однажды, когда мне было одиннадцать, мне надо было выбрать — идти ли на соревнования по дзюдо или на картинговые гонки. Я выбрал дзюдо и оказался всего лишь третьим. Это было неверное решение, ведь я проиграл».
Когда Михаэлю было 4 года, отец сделал ему карт из обычной газонокосилки, на котором Шумахер и проехал свои первые метры. Годом позже, в возрасте пяти лет, Михаэль завоевал свой первый кубок. На тот момент он уже был счастливым обладателем настоящего карта, который собрал ему отец. Однако этот карт был значительно хуже тех, на которых выступали другие. Кроме этого, Михаэль оказался самым маленьким участником соревнований. Несмотря на это, ему удалось выиграть. А в шесть лет Михаэль уже стал чемпионом картинг-клуба.
Поул-позишн
…Дебют Михаэля в «Формуле-1» состоялся 25 августа 1991 года на Гран-при Бельгии. Выступая за Джордан, парень поразил всех, оказавшись седьмым по итогам квалификации. Саму гонку Михаэль начал слишком оптимистично, тут же начав теснить признанных асов. Подобная жесткая езда сказалась на состоянии болида, и Шумахеру пришлось съехать на обочину. Так или иначе, в паддоке все только и говорили о молодом талантливом пилоте, сумевшем уже в первой гонке так сильно заявить о себе. Результаты не заставили себя ждать — следующая гонка в Италии принесла Михаэлю первые очки. Он финишировал пятым, впереди самого Нельсона Пике.
Гран-при
…30 августа 1992 года Михаэль добился своей первой победы на гонке в Спа. Правда последующий 1993 год принес разочарование. Новый болид Benetton B193 страдал рядом недоработок, и технические проблемы не позволяли Михаэлю заканчивать гонки. Даже великолепная победа на Гран-при Португалии не помогла Михаэлю вытащить трудный сезон. Все изменил 1994 год. Фаворитом тогда был Айртон Сенна. Наверное, нет человека, не помнившего того, что произошло 1 мая 1994 года в Имоле. Собственно, весь уик-энд оказался драматичным, все началось с ужасной аварии, в которую угодил Рубенс Баррикелло. К счастью, бразилец остался жив. А в субботу на квалификации насмерть разбился Роланд Ратценбергер. Сенна тогда сказал, что предпочел бы и вовсе не выходить на старт. «Похоже, он чувствовал, что следующим будет он», — рассказывал потом один их механиков. К несчастью, Айртон вышел на старт. Поворот Тамбурелло оказался роковым, та гонка унесла жизнь легендарного чемпиона. Позже Шумахер признался, что был шокирован смертью своего кумира: «Это было наихудшим моментом моей карьеры, — говорил Михаэль. — Мне захотелось просто завернуть в боксы, чтобы не продолжать эту гонку». Тем не менее Шумахер остался на трассе и даже выиграл, правда на этот раз на подиуме не было радости, шампанского, национальные гимны не были сыграны. Гимны были потом, когда Шумми стал единоличным чемпионом 1994-го, а затем и 1995 года. (На самом деле, немного не так – многие фанаты Сенны до сих пор злятся на то, что Шум улыбался на подиуме, хотя он тогда и не знал, что Сенна умер в больнице.)
Авария
…Сезон 1999 года. Наверное, этот год стал самым тяжелым в карьере Михаэля. McLaren подошел к началу года в роли безоговорочных фаворитов. А первый Гран-при выиграл... Эдди Ирвайн. Стало ясно, что лидерство Шумахера в команде «Скудерии» неприкосновенно. В Бразилии немец финишировал вторым, зато следующие две гонки — в Сан-Марино и Монако — блестяще выиграл. Шумахер вновь лидировал в чемпионате, Ferrari заметно подтянулась к McLaren. Михаэль был готов бороться, но гонка в Сильверстоуне положила его мечтам конец. Все случилось на 30-й секунде. Самое обидное, что к тому моменту из-за столкновения пилотов судьи вывесили красный флаг. Михаэль не знал этого, изо всех сил атакуя своего коллегу Ирвайна. Проблемы с тормозами и высокая скорость сделали Ferrari неуправляемой — Шумахер пронесся по гравию и влетел в стену из покрышек. Он попытался выбраться из болида, но это ему не удалось. Подоспевшие маршалы с трудом вытащили Михаэля из кокпита и бережно уложили на носилки. Шумахер нашел в себе силы даже помахать своим поклонникам, показав, что с ним все в порядке. Вскоре пришли ужасные новости — у Михаэля двойной перелом правой ноги. Подобный диагноз ставил под сомнение продолжение карьеры пилота, не говоря уже о сезоне-99. Михаэль перенес операцию, потом еще одну. Нога заживала с трудом, но Михаэль решил начать тренировки. А в августе неожиданно появился в Мюджелло. В кокпит Шумахер забрался с трудом, да и ходить ему было тяжело, но тогда ему удалось поставить новый рекорд трассы. Вскоре Ferrari, да и всему миру, стало понятно — Шумахер незаменим. Ирвайну удалось выиграть гонки в Австрии и Германии, но затем команда потерялась, что ясно продемонстрировал этап в Нюрбургринге. Гонщики и так не блистали в гонке под дождем, вдобавок еще Сало заехал в боксы вместо Ирвайна, а когда пришел черед ирландца, команда замешкалась, потеряла колесо. Такого с Ferrari не случалось давно… Именно с этого момента боссы «Скудерии» начали настойчиво уговаривать Шумахера вернуться. Неизвестно, какие аргументы пустил в ход Лука ди Монтеземоло, но 8 октября 1999 года «Скудерия» объявила радостную новость — Михаэль возвращается! На неизвестной на тот момент трассе в Малайзии Михаэль завоевал поул-позишн, долго лидировал по ходу гонки, но вынужден был отдать победу Эдди Ирвайну. Благодаря этому перед гонкой в Сузуке Ирвайн опережал Хаккинена на четыре очка. О старте той гонки спорят до сих пор. Некоторые считают, что проcто Хаккинен оказался быстрее, другие полагают, что Шумахер намеренно проиграл тогда финну. Гонку и весь чемпионат выиграл Хаккинен, что привело тиффози в ярость. Они наперебой обвиняли Шумахера в эгоизме, считая, что его действия были обдуманными.
Финиш
…Всем, кто обвинял Шумми в неуважении к «Скудерии», пришлось забрать свои слова обратно. Последующие пять лет Михаэль неизменно приносил своей команде чемпионский титул. Бессмысленно перечислять все его победы — в истории «Формулы-1» такого не удавалось никому, и точно не удастся ближайшие пять лет, а может, и больше… Простившегося с «Формулой-1» семикратного чемпиона мира болельщики и друзья буквально завалили памятными подарками. Наиболее дорогие подарки Шуми получил от своей команды «Феррари» и от почитателя его спортивного таланта, шейха Дубая Мохаммада бин Рашида Аль Мактума. «Скудерия» оставила на память о годах успешного сотрудничества своему лучшему гонщику его последний болид — Ferrari 248 F1, стоимостью примерно 3 миллиона евро. Подарком же шейха стал небольшой личный остров у побережья Дубая. По его словам, «Михаэль еще раздумывает, какие сооружения возвести на острове. Возможно, он построит на нем даже частную гоночную трассу для картов»…
Казалось, что Шумахер и «Формула-1» — это данность, временами скучная, временами возмутительная, но настолько постоянная, насколько может быть постоянной эпоха. Но эпоха кончилась, как кончился фарт Михаэля, в последних двух гонках этого сезона упустившего (не по своей оплошности — отказ техники, впервые за 6 лет!) практически завоеванный 8-й титул.
Пришло время других, и новая «Формула» стоит у порога и ждет своего нового Великого героя. Дверь в камеру Гашо снова открыта — welcome!
ФОРМУЛА ЧЕМПИОНА
…Шумахер получил прозвище «Красный барон» из-за красного цвета своего болида «Феррари». В Первую мировую войну «Красным бароном» звали лучшего аса войны — барона Манфреда фон Рихтгофена, который также летал на аэроплане красного цвета.
…За свою карьеру Михаэль представлял три команды — «Джордан», «Бенеттон» и «Феррари».
…Когда Михаэлю было 10 лет, на картинг денег его отца стало не хватать. На помощь пришел давний друг семьи, Юрген Дилк, он и купил десятилетнему Михаэлю новый карт. Единственное, что попросил Юрген взамен — это кубки, завоеванные его подопечным.
…Американский журнал Fortune, знаменитый своими рейтингами богачей, подсчитал, что состояние Михаэля Шумахера равняется 750 миллионам долларов. С таким состоянием немец занимает 16 место среди самых богатых людей Земли возрастом до 40 лет. Сведения Fortune несколько расходятся с другими подсчетами заработков Шумахера: по некоторым данным, еще в 2004 году совокупные доходы Михаэля превысили миллиард долларов.
ЧЕМПИОНЫ «ФОРМУЛЫ»
…самым возрастным победителем Гран-при является Луиджи Фаиоли, который за рулем Alfo Romeo занял первое место на гран-при Франции в 1951 году в возрасте 53 лет и 22 дней.
…самым молодым победителем Гран-при является Фернандо Алонсо, который за рулем Renault в 2003 году вступил на первую ступень пьедестала на Гран-при Венгрии в возрасте 22 лет и 26 дней.
…первой женщиной-пилотом «Формулы-1» стала Мария Тереза Филиппис, принявшая участие в Гран-при Бельгии в 1958 году.
…в Гран-при Англии 1959 года принимали участие сразу четыре пилота по фамилии Тэйлор — Денис, Генри, Майк и Трэвор, — при этом ни один из них не был связан родственными узами.
…единственным пилотом, которому удалось стать чемпионом мира за рулем своей собственной машины, является Джек Брэбхам, завоевавший этот титул на болиде Brabham в 1966 году.
…Джон Уотсон выиграл Гран-при Америки на трассе в Лонг-Бич в 1983 году, стартовав с 22 места.
…15 из 16 возможных побед одержала в 1988 году команда McLaren, за которую тогда выступали Сенна и Прост. Повторить такую результативность пока никому не удалось.
СТАТИСТИКА И ТТХ
Родился: 3 января 1969 года в Хюрте (Германия)
Проживает: в Швейцарии
Семейный статус: жена Корина, дочь и сын
Физические данные: рост 174 см, вес 75 кг
Дебют в «Формуле-1»: Бельгия, 1991
Участий в Гран-при: 250
Победы: 91
Подиумы: 154
Лучшие круги: 76
Старты с поул-позишн: 68
Старты с первых линий: 115
Зачетные очки: 1369