Ровно 20 лет назад, 1 мая 1986 года, группа несознательной молодежи, непонятно каким образом оказавшаяся в рядах шедших по Красной площади первомайских демонстрантов, вместо традиционных лозунгов скандировала «Да здравствует Центральный телеграф!» и прочие милые глупости. Это было неожиданно, весело, трогательно, и даже, кажется, никого за такое почти антисоветское выступление не наказали.
Потом русская митинговая культура только и делала, что обогащалась. Плакаты, лозунги, сжигаемые чучела, «мирные захваты», «митинги молчания», кастрюльки на головах и много чего еще.
С каждым годом демонстрантов становилось все меньше, демонстрации — все скучнее, в конце концов на уличную политику перестали обращать внимание все, кроме журналистов, которым не о чем писать, и активистов, которые сами и устраивают демонстрации. Пережив свой расцвет, митинговая культура начала деградировать и умирать. Спасение пришло, что называется, откуда не ждали — из Интернета. Во-первых, всякий мало-мальски серьезный митинговый активист в последние год-два обзавелся блогом и собственным кругом общения в несколько сотен человек. Во-вторых, главной проблемой любой интернет-тусовки была и остается невозможность часто собираться в каком-нибудь невиртуальном месте. Митинги, особенно когда тепло, стали для многих русских блоггеров уникальной возможностью потусоваться: а) всем вместе; б) в светлое время суток и ненадолго; в) не напиваясь.
Естественно, началось взаимопроникновение культур. Активисты приобщали интернет-тусовку к своим лозунгам, интернетчики активистов — к своему сленгу. На выходе получалось что-нибудь вроде «Лукашенко, выпей йаду!» на митинге оппонентов белорусского президента или «Превед, Иванов!» на митинге против министра обороны.
И тут есть один нюанс. Активистов мало, а простых интернетчиков — много, во много раз больше, чем активистов. Для активистов важнее «Лукашенко» и «Иванов», а для интернетчиков — «выпей йаду» и «превед». Активисты сами по себе легко обошлись бы без «йада» и «преведа», но не могут, потому что интернетчиков больше, и они, а не активисты, диктуют моду. И — этого не могло не произойти — на каком-то этапе интернетчики задумались: а зачем нам, собственно, эта политика, когда на плакате можно просто написать: «Превед». Или еще что-нибудь. «Землю — крестьянам, небо — инопланетянам», например.
Новосибирская монстрация — это не меньший прорыв, чем двадцатилетней давности «Да здравствует Центральный телеграф!». Двадцать лет назад началась постсоветская митинговая культура. Сейчас начинается постполитическая. Это настолько просто, что почти гениально: на улицы можно выходить и просто так, никого не клеймя и не превознося. Просто потому, что погода хорошая
и весело.