В 1926 году, 80 лет назад, Коко Шанель презентовала публике маленькое черное платье.
Об этом я вспомнила, когда, сидя перед разверстым зевом открытого шкафа, в сотый раз боролась со страшным женским зверем по имени Нечегонадеть. Сквозь слезы я оглядывала кучи шмоток вокруг и понимала, что медленно съезжаю умом. Поход в гости срывался. И тут взгляд остановился на клочке черной ткани, торчащем между «гуччами» и «габанами». Я потянула, и на свет появилась… МОДА!
Так назвала 80 лет назад эту маленькую черную вещицу сама Шанель. Простое черное трикотажное платье до середины колена, c длинным рукавом и небольшим круглым вырезом. Как в кино, пронеслось все, что я знала о блистательной Коко. И мне стало понятно, что я спасена.
Боже, скольких женщин спасала Великая Мадемуазель! Женщин, с яростью швырявших по комнатам пышные наряды, а потом достающих ЕГО и сводящих в нем с ума.
— Многие умеют делать «верх» платья, но «низ» умею делать только я, — уверенно заявляла Шанель.
«Мини» она считала неприемлемым: ведь по ее мнению, колени — самая некрасивая часть женского тела.
Потеряв любимого, Шанель свою боль перенесла и на то, что она делала. Именно поэтому платье стало черным. Она не думала, что мир, который затаив дыхание следил за Великой Француженкой, оденется в траур. Прекрасная половина человечества, отстаивающая свою неповторимость, безропотно оделась в безликость и простоту. И — раз! Многие сразу же попали в ловушку. Естественно, платье пытались улучшить. И сама Шанель, и многие кутюрье. Отрезали, перешивали, укорачивали рукав, углубляли вырез… Но любое изменение сразу все портило. Потому что 80 лет назад было придумано Чудо.
«А фантазия?» — спросите вы. Неужели все в одинаковых черных платьях? Да нет же! А пояс? А шаль? Брошки, браслеты, сумочки, наконец? Вот здесь-то и проявилась еще одна (а сколько их еще!) особенность: к платью шло все, абсолютно! Любые обожаемые каждой женщиной безделушки можно было навешивать, прикалывать, повязывать — и все было супер!
Правда, сразу хочу вылить холодной водички на горячие женские головы. Эта вещь — не для каждой. Этого платья надо быть (или стать) достойной. Оно обязывает иметь хорошую фигуру, а про ноги я вообще молчу. Только идеальные коленки, бедра, лодыжки способны засверкать при такой опасной длине (до середины колена, помните?). Ну а стройнящий черный цвет просто требует безупречной кожи.
…Выключив утюг, смотрю на часы: нормально, полчаса опоздания для женщины — почти точность. На ходу запрыгивая в туфли, подхожу к зеркалу. В нем виден открытый шкаф и разбросанные на полу вещи. И вдруг сквозь мое отражение проступают лукавые глаза и тронутые улыбкой французские губки неподражаемой Коко. «Спасибо», — беззвучно шепчу я отражению. И, закрывая дверь, думаю, что лет через 15-20, когда вырастет моя дочь, я познакомлю ее с Великой Женщиной, которая будет «спасать» и ее. Своим маленьким черным платьем.
Коко Шанель о моде
- «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально»
- «Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями»
- «Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не бросаются в глаза»
- «Женщины, не слушающие мужчин в вопросах моды, советуясь только с подругами, часто становятся посмешищем»