Все пьют, танцуют, колбасятся, поют, орут. Встречают как родного. Пускают погреться, наливают без вопросов и провожают без упреков. Это — Алтай. Одиннадцатый по счету фестиваль «Дни энергии».
Делегации начали прибывать с самого утра: Абакан, Барнаул, Челябинск, Москва, Кемерово, Томск, Павлодар. В этом году глобус фестиваля состоял из 17 городов, от Архангельска до Улан-Удэ. Ближе к вечеру стали подтягиваться по одному и компаниями «неформальные» студенты с рюкзаками, сумками и сумочками. Очень быстро перед техническим университетом образовался импровизированный лагерь. В ожидании посадки пели песни под гитару, играли в футбол, сокс, стритбол.
Перезагрузка началась гораздо раньше, чем главные зачинщики и организаторы алтайского безобразия громко прокричали со сцены о том, что все — пора!
Сорок два автобуса, под завязку забитые молодежью, тронулись в дорогу. Мечты тех, кто надеялся выспаться по пути к Горному Алтаю, были развеяны практически сразу. В одних автобусах смотрели по телевизору старые советские фильмы, в других — слушали музыку, весело подпевая любимым хитам.
Объявили отправление — и понеслось. Салон взорвался криками и гоготом, зазвучали тосты, и по рядам отправились стаканы с пивом, водкой, коньяком и что там у кого было.
День первый: 100 % радиоактивность
Алтай встретил участников и гостей солнцем… и снегом. Погода менялась стремительно. Открывавшая «Дни энергии» демонстрация стартовала с песней «…Снег не знал и падал», а финишировала под дружное «Я на солнышке лежу…»
К прибытию последнего из сорока двух автобусов станция «Конечная» — Кузлинская поляна — уже колбасилась вовсю. Под бодрые напевы Шнура ставились палатки, разводились костры, и, что главное, разворачивались торговые ряды — иссушенный долгой дорогой люд кидался на минералку и дешевое пиво от спонсора. Другие жидкости популярностью не пользовались: водки на поляне не продавали, а выбор между 150-граммовой чашкой чая за 15–20 рублей и полуторалитровой бутылкой «Трех медведей» за сорок был очевиден.
Традиционно в программе фестиваля было несколько направлений. На сцене нон-стопом шли конкурсы в номинациях КВН, СТЭМ, «Театр» и «Оригинальный жанр», выступали музыкальные коллективы, вокалисты и танцоры. Для молодых журналистов работали направления «Пресс-клуб» и «Открытая площадка», в рамках которой встречаются и общаются представители студенческих общественных организаций. Больше всего зрителей, как обычно, собрали кэвээнщики.
Бывалые участники подготовили к Параду городов костюмы, пищалки и дуделки, а также флаги и транспаранты. Самые отчаянные, а может, горячие, открыли купальный сезон на ледяной горной речке с жарким именем Куба.
Ведущие зазывали на сцену поучаствовать в разных дурацких конкурсах. Тут резину не тянули, из нее пили. Каждый участник получал по презервативу, и начиналось. Приз — упаковка пива — не достался правда никому: ее приговорили прямо в процессе состязания. Затем был конкурс костюмов. Непонятно по каким критериям приз отдали чуваку с поролоновой задницей, изображавшему кого-то типа муравья. Другой, в костюме телки, остался без подарка, хотя всем понравился больше.
На организованных в рамках «Пресс-клуба» семинарах узкий круг представителей студенческих изданий (как оказалось, если не знакомых лично, то имеющих много общих друзей) учились на практике выпрашивать деньги на выпуск своих газет. Все участники получили приглашение к сотрудничеству от газеты «Re:Акция».
«Rе:Акция» с «Оренбургским университетом» корпоративно подружились еще в автобусе. Поэтому пока «Re:Акция» устанавливала контакты с региональной прессой (что-то настойчиво втолковывал про ложку, которой не существует, и звал на фри-ланс), «ОУ» тусила неподалеку и пыталась хоть что-нибудь сфотографировать, с трудом удерживая фотик в трясущихся от холода руках…
Стоять на одном месте было невозможно: холодный ветрище и летящий в глаза снег решительно требовал совершенно другого праздника. Время зря терять мы не стали и пошли в люди. Остановились в секторе, где, судя по содержанию рифмованных матерных кричалок, тусовались Бийск, Кемерово и Новосибирск. Приняли как родных.
А ночью, говорят, было офигительное огненное шоу. Но мы его не видели. В это время «Rе:Акция» + Оренбург устраивали на турбазе собственное шоу. Тоненькие одеяла, обогреватель — полный отстой, щели шириной в полпальца… Грелись с помощью набитого горящими поленьями мангала, который втащили прямо в домик, и втридорога купленной у местных водки.
День второй: 100 % рок, или Смерть попсе!
Каждый заряжался энергией, отдыхал и выражал себя в меру своей фантазии и активности. Одни отвечали на каверзные вопросы интеллектуальной викторины, другие отправились на экскурсии в женский монастырь и на Чемальскую ГЭС, третьи штурмовали ближайшую горную вершину.
Клиническая смерть наступила у всех, кто пришел на поляну и вместо обещанного рока услышал «Ско-ра я взлета-ю-ю и тебя теря-ю…», завывавшее так, что лопались барабанные перепонки. Но к обеду все наладилось. Попсу благополучно прикончили съехавшиеся со всей Сибири и Алтая рок-группы. Рокеры рвали глотку и струны гитар, а изнутри поднималось что-то жаркое и веселое.
Тем временем вниманию зрителей были представлены конкурсанты в номинациях «Вокал» и «Музыкальная группа». Молодые таланты исполнили свои самые лучшие песни. Ну и, наконец, хедлайнеры — группа «7Б» — показали этим самым «талантам» класс.
А в полюбившемся нам секторе бийчан, кемеровчан, новосибирцев и примкнувших к ним алтайцев уже вовсю флиртовали, влюблялись, семейно ссорились… Кто-то травил анекдоты, а кто-то рассказывал ужастики о том, что якобы только что возле торговых палаток человека убили, что местные понаехали и теперь всех будут грабить.
День третий. Последний
Вот и подошел к концу XI фестиваль «Дни энергии в Горном Алтае». С самого утра студенты начали укладывать рюкзаки, а организаторы тем временем подводили итоги и по заслугам награждали победителей.
Охрипших и укусанных опасными клещами диджеев сменила непонятная лысая личность в косухе, а еще начали исчезать люди. Буквально через каждые десять минут со сцены звучали объявления о потерянных и заблудших…
Зажигается пионерский костер, вокруг которого начинают водить шумный хоровод, небо раскрашивает фейерверк и все… Пора рассаживаться по автобусам и ехать в город, пора расставаться до следующего фестиваля.
Все или не все, но к девяти часам народ с рюкзаками начал подтягиваться к автобусам. «Rе:Акция» + Оренбург прощались с Алтаем с грустью и удовольствием одновременно. Обмороженные, насытившиеся романтикой, мы тихо и мирно посапывали в теплом автобусе, и на протяжении всех 550 километров до Новосибирска нам снилась вся эта чертова 100 % перезагрузка.
«Конкурировать с любым по эту сторону Урала»
Филипп Родионов, директор фестиваля «Дни энергии в Горном Алтае»:
— Десять лет назад мы даже и предположить не могли, что сможем привезти на фест лучший в Сибири звук и свет, приличную рок-группу. Радует количество городов-участников. Также стоит отметить более высокий по сравнению с прошлыми фестивалями уровень приезжающих к нам команд. Думаю, что наши «100 % рока» могут по составу участников достойно конкурировать с любом музыкальным фестивалем за Уралом.
Куда летом
АКБАРД
Музыка: бардовская
Место: Новосибирск
Время: 26—29 мая
Тусуются: 2000 человек
УСТУУ-ХУРЭЭ
Музыка: фолк, этно, джаз
Место: Чадан, Тува
Время: 27 июня — 4 июля
Тусуются: неизвестно
ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Музыка: все стили
Место: Самарская область
Время: 29 июня — 3 июля
Тусуются: до 300 тысяч
МЕДНОЕ ОЗЕРО
Музыка: танцевальная
Место: Санкт-Петербург
Время: 1—2 июля
Тусуются: до 40 тысяч
ROCK-LINE
Музыка: рок
Место: Кунгур
Время: 1—2 июля
Тусуются: до 70 тысяч
SUNSHINE SOUND FESTIVAL
Музыка: танцевальная
Место: Санкт-Петербург
Время: 7 июля
Тусуются: непонятно
СASTLE DANCE
Музыка: электронная
Место: Выборг
Время: 8 июля
Тусуются: до 25 тысяч
КАЗАНТИП
Музыка: электронная
Место: с. Поповка, Крым
Время: 15 июля — 26 августа
Тусуются: непонятно
КРЫЛЬЯ
Музыка: рок
Место: Москва
Время: 23—24 июля
Тусуются: более 20 тысяч
НАШЕСТВИЕ
Музыка: рок
Место: Эммаус, Тверская область
Время: 4—6 августа
Тусуются: 150 тысяч
МАМАКАБО
Музыка: фолк, рок, джаз
Место: Волжск, Марий Эл
Время: 4—6 августа
Тусуются: 10 тысяч