Нынешний директор Берлинале Дитер Косслик стремится к расширению и без того крупнейшего в Европе фестиваля. В этом году на нем было аккредитовано 18 тысяч представителей кинобизнеса и показаны фильмы из 56 стран, прошло 11 мировых премьер — фильмы Сэма Пекинпа, Мишеля Гондри, Теренса Малика. Светская жизнь также была на высоте: вечеринки, ланчи, приемы, изобилие звезд, прогуливавшихся по красной ковровой дорожке перед показами. В этом году руководству фестиваля удалось уговорить приехать исполнителей главных ролей в открывавшем Берлинале британско-канадском фильме Марка Эванса «Снежный торт» — Сигурни Уивер и Алана Рикмана, сыгравших аутистку и инвалида. В предыдущие годы звезды фильмов-открытий начало фестиваля не жаловали —
Николь Кидман и Джуд Лоу не появились на показе «Холодной горы», Гленн Клоуз отказалась представлять «Высоты». Рикман и Уивер честно приехали и под снегом улыбались фотографам, но особенных аплодисментов не услышали — «Снежный торт» эксперты посчитали провалом.
Среди участников конкурсной программы оказалось целых три живых классика: 75-летний Клод Шаброль с «Комедий власти», 82-летний Сидни Люмет с картиной «Считайте меня виновным» и 80-летний Роберт Олтмен, чей фильм о популярном кантри-шоу для домохозяек «Друг прерий» долго был фаворитом. Но в этом году Олтмену придется удовольствоваться лишь «Оскаром» за вклад в искусство (режиссер номинировался на него восемь раз, но получит, видимо, только этот). Его знаменитые коллеги на Берлинале тоже уступили дорогу молодым.
Главных «Медведей» получили картины, в той или иной степени затрагивающие политическую и гендерную темы, а лучший фильм — сразу обе: «Грбавица» Ясмины Жбанич названа так же, как и район Сараево, где живущая в нищете героиня фильма Эсма воспитывает дочь, родившуюся в результате изнасилования во время войны. Боснийка Жбанич заявляет: цель ее фильма — защита всех женщин мира независимо от национальности. Но на вручении наград она больше говорила о политических преступниках, нежели о женских судьбах.
Датчанку Перниллу Фишер Кристенсен, чей дебют «Мыло» получил «Серебряного медведя», занимали как раз проблемы пола. В ее картине дама, покинувшая бойфренда, хочет найти утешение с чутким и понимающим соседом, но тот честно признается, что главная его мечта — с помощью операции тоже стать дамой.
Настоящие же мужчины были широко представлены в футбольной комедии Джафара Панахи «Офсайд», также награжденной жюри, — так «Серебряные медведи» объединили на Берлинале Данию и Иран.
Лучшими режиссерами стали британцы Мэтт Уайткросс и Майкл Уинтерботтом, три года назад признанный лауреатом фестиваля с картиной «В этом мире» о двух мальчиках-беженцах из Афганистана. Герои «Дороги на Гуантанамо», которой также прочили главный приз, отправляются из Британии в Афганистан вскоре после 11 сентября. Они хотят попасть на свадьбу, но мусульманское происхождение приводит их в тюрьму на военной базе в Гуантанамо. Домой они вернулись лишь через два с половиной года, а на фестивале поднялись на сцену вместе с режиссерами. Фильм — реконструкция их мрачной истории, включающая в себя документальные кадры и интервью.
Фильмов производства Германии среди девятнадцати участников конкурсной программы было четыре. Вполне закономерно, что в списке призеров оказались немецкие фамилии. Приз за лучшую женскую роль получила Сандра Хюллер — в «Реквиеме» режиссера Ганса Христиана Шмидта она сыграла женщину, полагавшую, что она одержима демонами. Лучшим актером был признан известный нам как минимум по фильмам «Беги, Лола, беги» и «Лунный папа» Мориц Бляйбтрой, снявшийся в роли Брюно в фильме Оскара Роллера «Элементарные частицы» (по роману Мишеля Уэльбека). Его партнерша по «Лоле» Франка Потенте, также сыгравшая в картине, не дождалась похвал ни от зрителей, ни от экспертов — фильм признали слишком неуклюжим и громоздким.
Российские фильмы в этом году в программе Берлинале были представлены только в детской программе «Киндерфест». Туда попала картина Фархота Абдуллаева «Ловитор» о беспризорном Коляне, ставшем звездой в цирке лилипутов. Не ставший открытием среди российских премьер-2005, берлинским зрителям фильм понравился. Хотя и обидно, что среди 360 показанных на фестивале картин не оказалось других фильмов российского производства: в этом году избирательное расширение Берлинале на пользу нашему кинематографу не пошло.
Жанна Сергеева закончила журфак и психфак МГУ. В кинокритике 17 лет. Член Союза кинематографистов. В бессмысленных спорах о том, чье кино лучше, всегда выбирает отечественное. Публиковалась в «Новой ежедневной газете», «Столице», «Ведомостях», «Новом экране», работала в журнале «Кинопарк», вела кинорубрику в «Утро на НТВ» и на «Радио Культура». Уважительно относится к Никите Михалкову как к режиссеру, но Киру Муратову любит больше. Любимые актеры — Андрей Панин и Алан Рикман. Еще невероятно любит всяких птичек.
Награды 56-го Берлинского фестиваля
Золотой медведь
(номинация «Лучший фильм»)
«Грбавица»
Режиссер Ясмила Жбанич (Австрия — Босния и Герцеговина — Германия)
Серебряный медведь
«Оффсайд»
Режиссер Джафар Панахи (Иран)
«Мыло»
Режиссер Пернилла Фишер
Кристенсен (Дания)
Лучший режиссер
Майкл Уинтерботтом и
Мэтт Уайткросс
«Дорога на Гуантанамо»
(Великобритания)
Лучшая женская роль
Сандра Хюллер
«Реквием»
Режиссер Ганс Христиан Шмидт
(Германия)
Лучшая мужская роль
Мориц Бляйбтрой
«Элементарные частицы»
Режиссер Оскар Реллер (Германия)
РУССКИЙ ВОПРОС
В программе были Марокко и Южная Африка, Ирак и Иран, Турция, Латвия и Украина. А наших фильмов опять не было. За последние пять лет в Берлине из наших только мэтру Сокурову удалось попасть в основной конкурс. Почему?
Один из трех крупнейших киносмотров в мире (наряду с гламурными Каннами и академичной Венецией), Берлинале всегда был самым политизированным, демократичным и смелым. Организаторы изо всех сил пытались использовать уникальное местоположение на стыке Западного и Восточного Берлина, балансируя меж двумя лагерями. Все стало меняться с падением Стены. Новый мировой порядок уже не был двуполярным, и программу резко качнуло в сторону американского кино. Особенно с приходом на пост директора Берлинале экстравагантного киноведа Дитера Косслика, к России относящегося с явным пренебрежением.
Путь к «Золотым» и «Серебряным медведям» для отечественных кинематографистов заказан, пока администрация фестиваля не убедится, что Россия снова стала великой державой — как в киношном, так, возможно, и в политическом смысле слова.
СВЕТСКАЯ КИНОХРОНИКА
Любой кинофестиваль — не только и не столько смотр достижений кинохозяйства, но и светское мероприятие. Холодному февральскому Берлину привлечь звезд куда трудней, чем солнечному Канну или старинной Венеции. Но в этом году наплыв знаменитостей был как никогда велик.
Жюри возглавила легендарная Шарлотта Рэмплинг, заметно подросшая со времени своей первой роли в «Ночном портье». Своих «медведей» за вклад в киноискусство получили почетные гости — великий поляк Анджей Вайда и Иан «Гэндальф» МакКеллан. Среди прочих по красной ковровой дорожке прошлись Джордж Клуни, Мерил Стрип, Хит Леджер, Натали Портман, Изабель Юппер, а также Сигурни Уивер, которая запомнилась своим экстравагантным платьем. Кажется, 57-летняя «Рипли» с каждым годом только молодеет — и душой и телом. Особенно эффектно она смотрелась под пушистым снегопадом над германской столицей в день открытия Берлинале. Гордая валькирия в открытом платье и без зонта стала символом фестиваля, упорно не желающего уступать лидерство южным соседям.
Рейтинг «Re:Акции»
Какие фильмы Берлинале-2006 ждет успех в нашем прокате
«Сириана»
Шпионский триллер с Джорджем Клуни
«V — значит Вендетта»
Футуристическая антиутопия от создателей «Матрицы»
«Снежный пирог»
«Человек дождя» шиворот-навыворот. Его герои — аутистка, инвалид и ребенок
«Капоте»
Биография легендарного писателя имеет хорошие шансы на «Оскара»
«Новый мир»
История встречи европейцев с индейцами
«Друг прерий»
История о героях популярного некогда в США радиосериала
«Я виновен»
Вин Дизель сыграл в судебной драме раскаявшегося бандита
«Элементарные частицы»
Зритель на нее пойдет косяком — сработает магия имен Франки «Лолы» Потенте и Морица Бляйбтроя
«Грбавица»
Злоключения боснийской девушки на разрушенных войной Балканах
«Кэнди»
В прокат может выехать благодаря популярности кандидата в секс-символы Хита Леджера
«Дорога на Гуантанамо»
Остросоциальная драма будет иметь огромный успех у
истинных киноманов
5 фильмов из России, которые бы хорошо смотрелись на Берлинале-2006
Бой с тенью
Реж. Алексей Сидоров
Пыль
Реж. Сергей Лобан
Коля — перекати поле
Реж. Николай Досталь
Бедные родственники
Реж. Павел Лунгин
Пакостник
Реж. Татьяна Деткина