Некоторые поступки теряются на фоне событий. Не потому, что мельче, а просто кажутся естественными. В прошлом году, 19 октября на Нальчик напали две сотни боевиков. Это событие. Студенты мединститута и учителя СШ № 5 не допустили повторения бесланской трагедии, выведя школьников из-под огня в разгар перестрелки, — это поступок. О них не рассказывали СМИ, им не вручили медалей. Они и сами уверены, что ничего особенного не совершили.
Делай, что должно, и будь что будет. С этим не поспоришь, потому что это единственно правильно. И, вероятно, большинство наших читателей может сказать: подумаешь, я поступил бы так же…
Увы, до тех пор, пока не поступил — не можешь этого и утверждать. Нормальная реакция человеческого тела на звуки выстрелов — спрятаться в безопасном месте. Правильная реакция человеческого духа часто ей противоречит. И тогда становится ясно, что в нас сильнее и кто есть кто.
«Постарайтесь не опаздывать на первую пару», — часто говорят преподаватели студенту III курса медицинского факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета Тимуру Биткову.
Но в то октябрьское утро 2005 года Тимур снова опаздывал.
«Утро было обычным. Я спешил, вдруг странный треск. Оказалось — выстрелы. Как раз в начале первой пары, — вспоминает Тимур. — Я и еще несколько ребят не успели дойти до университета».
Так студенты стали одними из первых свидетелей штурма боевиками 2-го ОВД Нальчика. «Вооруженные люди обстреливали здание милиции. Из окон отделения отстреливались. Мы какое-то время стояли как в ступоре. Напротив располагалась наша родная 5-я школа», — добавляет Тимур.
Что происходило дальше, ребята в деталях вспоминают с трудом. Все получилось быстро и почти бессознательно. Студенты под треск очередей ринулись на задний двор школы. Там уже собрались учителя. Нужно было как можно скорее эвакуировать детей.
«Детей выводили на задний двор. Удивительно, почти никто не плакал. Один из самых маленьких детишек, мальчик, подошел ко мне и сказал: «Я не боюсь». Это на меня произвело, наверное, самое сильное впечатление за весь день. Тогда я впервые, кажется, осознал, какая им грозит опасность», — рассказывает Тимур.
Студенты и учителя быстро организовались в «живую цепочку». Детей брали на руки и переносили через бетонный забор, затем за пределы школьного стадиона, в относительно безопасное место, где малышей забирали либо родители, либо люди, живущие неподалеку. А на соседней улице шел бой.
Детей достаточно быстро удалось эвакуировать. Без потерь, как потом отметили в некоторых сводках.
Но потери были в других местах. Со всего города в республиканскую больницу поступали раненые, которым была нужна первая помощь. «После того как мы увидели, что все дети в безопасности, побежали в больницу. У нас там часто проходили занятия, практикумы. Мы стали оказывать первую помощь, как физическую, так и психологическую. Уже потом я вспомнил о своих родителях, включил мобильный, позвонил домой. Пришлось долго успокаивать маму, объясняя, что я в больнице, но жив и здоров, помогаю врачам. В больнице мы работали до ночи. Что на самом деле произошло в этот день в городе, узнал только на следующий день».
Тимур Битков — псевдоним, которым согласился представиться наш герой читателям «Re:Акции». Он не хочет, чтобы звучало его настоящее имя, потому что не считает себя как-то особенно отличившимся: «Я не ощущаю себя героем. Там было очень много ребят, много наших студентов. Я даже не могу вспомнить имена всех тех, кто был со мной рядом. Я был одним из них, просто оказался в тот день в том месте. Может быть, это звучит банально, но мне кажется, что большинство моих сверстников поступили бы так же».