Этот текст мы публикуем не только из-за того, что номер выйдет к празднику Российской армии и ВМФ. Реформы в нашей стране медленно готовят, но проводят быстро. И уже скоро даже нынешние студенты смогут убедиться — служить придется всем. Поэтому армейская тема для читателей «Re:Акции» не может быть не важна. А уж вопрос, в какой армии им придется служить, тем более. Трагедия в Челябинском танковом училище, где жертвой старослужащих (не важно — прямой или косвенной) стал рядовой Андрей Сычев, вызвала бурную общественную реакцию на неуставные отношения в Российской армии. Даже минобороновские генералы, выступая по телевидению и с высоких государственных трибун, согласились признать «дедовщину» не как раньше, «отдельными вопиющими случаями», а «системной проблемой Российской армии», которую нужно приоритетно решать, реформируя армию в целом.
Только, похоже, на практике новый виток борьбы с «дедовщиной» оборачивается очередной «кампанейщиной». Теперь в Российской армии «дедов»-преступников не ищут, а специально создают из вполне нормальных старослужащих. Для «галочки».
Как рассказали корреспонденту «Re:Акции» в Комитете Государственной Думы по обороне, из Министерства обороны в воинские части поступил приказ: выявлять и жестко пресекать случаи «дедовщины», а виновных показательно наказывать. Вообще говоря, «дедовщина» и так должна пресекаться и наказываться, потому что Устав Вооруженных сил и присяга не предусматривают права избивать и издеваться над младшими по званию. С другой стороны, приказ об усилении бдительности вроде как должен повысить дисциплину в войсках.
Однако на практике выясняется, что грозное распоряжение Минобороны обернулось очередным абсурдом: офицеры давят на молодых солдат и подговаривают, чтобы они писали жалобы на старослужащих. Фактически устраивали против них провокации. Так командиры частей могут продемонстрировать начальству, что борьба с «дедовщиной» идет успешно. В результате уголовные дела заводятся против тех, кто добросовестно несет службу, а реальные «деды»-садисты продолжают куражиться над молодыми сослуживцами. Пока эти случаи нельзя считать тенденцией, но они далеко не единичны.
Рассказать на диктофон о таком происшествии согласился, попросив не называть его имя, отец солдата, которому осталось служить всего несколько месяцев в одной из воинских частей Кировской области:
— В части пришел приказ по борьбе с «дедовщиной». И каждый командир принимает собственные меры по реализации этого приказа… И показывает борьбу с «дедовщиной» — вот якобы я выполняю приказ, вот какие у меня есть факты «дедовщины». А на самом деле этих фактов нет. Моего сына обвинили в избиении одного солдата, другого, хотя он пальцем их не трогал. И теперь я выезжаю в часть, чтобы на месте попытаться разобраться в ситуации.
В части моего сына таких случаев оговора старослужащих около четырех-пяти. Товарищ моего сына также обвинен в «дедовщине». Его матери, как и мне, прислали из части телеграмму, что против ее сына возбуждается уголовное дело, и она с сердечным приступом слегла в больницу. Что показательно, объектами провокаций становятся люди с незаконченным высшим образованием или средне-специальным, командиры отделений, то есть наиболее подготовленные и профессиональные военнослужащие.
Командир полка Сергей Шефаростов ведет себя неадекватно: все попытки поговорить с ним безуспешны. Он орет, не слушает, солдаты говорят, что все случаи провокаций против старослужащих инициированы им. При этом в возбуждаемых уголовных делах нет ни свидетельской базы, ни зафиксированных побоев, ни подтверждения, что именно мой сын или кто-то из его товарищей кого-то избил. Нет никакой доказательной базы для возбуждения уголовного дела. Просто идет обычное создание видимости работы — борьбы с «дедовщиной». (Фрагмент диктофонной записи — Re:)
Почему стала возможной трагедия рядового Сычева? Потому что случаи реальной «дедовщины» скрывают командиры частей. Вот в Белоруссии с этим явлением покончили просто: командиров частей и взводов освободили от уголовной ответственности за неуставные отношения подчиненных. И они перестали бояться «выносить сор из избы»: виновные в избиениях сослуживцев несут всю полноту ответственности с первого же подобного проступка. Если бы избитого Сычева его сослуживцы не скрывали от медиков и начальства — парень, возможно, не стал бы калекой. Может, стоит перенять белорусский опыт? Хотя бы ради того, чтобы «трагедия Сычева» больше никогда ни с кем не повторилась.
«Re:Акция» просит считать эту статью обращением в Генеральную военную прокуратуру с требованием разобраться в ситуации, создавшейся в в/ч-21228 (поселок Мирный Кировской области). И дать заключение о законности действий и соответствии занимаемой должности командира полка Шефаростова С.Н.