Сергей Большаков освоил профессию звукоинженера более 15 лет назад. До этого он сам был музыкантом, но потом понял, что музыку все же больше любит слушать, чем играть. Теперь нет такого человека в музыкальном бизнесе, который бы не знал Сергея. «Сплин», «Би-2», Земфира, Найк Борзов — список музыкантов, которым Большаков записывал альбомы, можно продолжать бесконечно. Сейчас Сергей работает над записью альбомов молодых участников проекта Вадима Самойлова «Герой нашего времени».
— Скажите, звукорежиссер — это...
— Звукорежиссер — это человек, создающий звуковые образы в театре и кино. А в студиях звукозаписи работают звукоинженеры. Мы тоже создаем звуковые образы — фонограммы. Но это незначительная часть работы. Основное — это записывать звук, следить за качеством записи. Хотя, если люди хотят моего участия в творческом процессе, я даю им советы: каким тембром гитары или другого инструмента можно сыграть ту или иную партию, в каком темпе или тональности это лучше сделать.
— Насколько правдив анекдот, в котором звукорежиссер (или звукоинженер) говорит музыканту: «Ты гамму наиграй, а я потом все нарежу»?
— Вполне правдив, но для определенной музыки. Есть музыка, которую невозможно «нарезать»: джаз, классика, традиционный рок. У нас на студии пишется в основном именно это.
— Как становятся звукоинженерами?
— Звукоинженеры, как правило, получаются из несостоявшихся музыкантов или творчески развитых инженеров. Я сам был музыкантом, играл в группе, потом мне это стало не в кайф. Попал на студию во время записи, понял, что мне здесь нравится, и остался.
— Сколько времени нужно на запись альбома?
— Примерно месяц. Много песен, много дублей. Когда репетируешь на домашней базе, в грохоте ничего не понятно. А на студии абсолютно чистый звук, и становится слышно, что кто-то не ту ноту играет. А ведь люди часто не представляют, что они хотят получить в конце. Придумали какие-то партии, сыграли их на репетиционной базе, пришли на студию, записали, а вдруг в конце всплывает, что хотелось совершенно другого звучания. Важно вовремя, до записи, все себе хорошо представить и звукоинженеру об этом рассказать, то есть принять его в партнеры по работе. Он на твоей стороне, он тебе помогает.
— Насколько проще или, наоборот, сложнее работать с известными музыкантами?
— Всегда по-разному. Земфира всегда хорошо знает, что хочет. И хотя «Вендетта» отличается от других ее пластинок, она все равно пришла с четким представлением, что она хочет в конце получить.
«Сплины» любят работать на студии, любят экспериментировать в процессе записи, в том числе с помощью звукоинженеров. У Саши Васильева есть прикольная примета: он верит, что песня будет успешной, если записана в темпах, кратных пяти. Так что последние песни у него в темпах 100, 110, 120, 125 и т. д.
— Вы после записи слушаете музыку тех, кого записали? Вы помимо работы вообще слушаете музыку?
— Нет. Мне некогда. Я работаю по 16 часов, а в обычной жизни я сплю. Я слушаю музыку, если это необходимо по работе. А так мне нравится вся музыка, которую я записываю, — это у меня профессиональное. У меня была масса случаев, когда я слышал коллектив по радио и думал: не хотел бы я с ними работать. А они приходили, и через три дня я уже с удовольствием это делал. Например, группа «Король и Шут». Я обычно к такой тяжелой музыке отношусь очень спокойно. Но жизнь нас все же столкнула, и свою последнюю пластинку они приехали заканчивать ко мне. После совместной работы музыка стала восприниматься совершено по-другому. Музыка всегда вызывает ассоциации с теми, кто ее играет, а «Король и Шут» оказались прекрасными интеллигентными питерскими ребятами.
— Насколько отличаются начинающие музыканты, которые приходят сейчас на студию, от тех, которые приходили, к примеру, лет пять назад?
— По большому счету ничего не меняется. Просто когда-то все хотели играть только британскую музыку типа Radiohead, три года назад это был Coldplay, а сейчас все говорят о Muse, Placebo.
— Какие советы вы как звукорежиссер можете дать начинающим музыкантам?
— Я повторюсь, наверное, но самое главное — знать, что ты хочешь. Перед студией всегда нужно подготовиться, во-первых, порепетировать, чтобы каждый член коллектива знал, что он будет играть. А во-вторых, принести с собой гору пластинок и рассказать звукоинженеру, что в этих пластинках нравится и хочется применить к себе. Все равно так же не получится, в одну реку два раза не зайдешь. Но получится что-то свое.
— Как вы вообще относитесь к проекту «Герой нашего времени» и подобным ему?
— Всегда положительно. Конечно, надо помогать молодым музыкантам. Понятно, что они без помощи не пробьются никуда.
— Сейчас вы приступили к записи альбомов «Либидо», «Звезды Полынь» и «Тантры». Часто ребята обращаются за помощью к вам?
— Да, они такие же ребята, как и все, которые так же хотят советов. «Либидо» не боятся оставаться самими собой. Многие молодые музыканты стремятся жестко соответствовать британским стандартам. Ребята из «Либидо» тоже идут в этом направлении, но не зацикливаются на точном соответствии звука гитары и барабанов, не боятся сделать что-то свое, непохожее на других. У «Либидо» мы основные помощники, а «Тантрой» в основном Вадим занимается. Так как-то распределилось. Могу сказать, что ребята из «Тантры» долго ищут то, чего они хотят. У них постоянно идет творческий процесс, много раз все переделывают, что-то продолжают искать. Молодцы.
— Что бы вы пожелали этим группам?
— Пожелаю доделать работу, сделать все, что было задумано. Но даже так, чтобы они не остались довольны до конца, а хотели делать что-то новое.
— Какие перспективы вы видите для рока в России?
— Сомневаюсь, что что-либо произойдет с живой музыкой. Она уже заняла место в сердцах людей и никуда оттуда не денется.
ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ВЫХОДЯТ ИЗ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Результаты деятельности проекта «Герой нашего времени», который вырос из программы «Нашего радио» «Худсовет», скоро можно будет потрогать руками. В планах Вадима Самойлова — организация отдельных стеллажей в крупнейших музыкальных магазинах страны, на которых будут продаваться только альбомы и сборники, записанные участниками проекта. Несколько групп, приславших свои композиции на интернет-сайт www.rockgeroy.ru, уже отмечены Вадимом Самойловым и приступили к записи.
С декабря в одной из лучших в стране студий звукозаписи работают над альбомами белгородская группа «Либидо» и «Звезда Полынь» из Москвы. Если добавить к этому, что с февраля засела в студию группа «Война поэтов» из Санкт-Петербурга, а ближе к концу месяца к ней присоединится «КедрыВыдры» из Екатеринбурга, то получается, что к концу года меломанам придется подкопить деньжат, чтобы ознакомиться с творчеством самых интересных молодых команд, предпочитающих рок всем другим музыкальным стилям. Саундпродюсерами записей кроме Вадима Самойлова также выступают Сергей Большаков и Александр Понтыкин-младший, Первыми приступили к записи своего альбома в рамках проекта «Герой нашего времени», как и положено, первые его победители — екатеринбуржцы из «Тантры». Их сингл «Фильмы», записанный в тех же студиях еще в декабре, уже несколько раз звучал на «Нашем радио». Причем не только в программе «Худсовет», но и в «Чартовой дюжине», где он стал «взломом чарта».
Тем временем желающих присоединиться к проекту становится все больше. Так, в январе пришлось на время закрыть возможность закачивать свою музыку на сайт. С ее все возрастающим потоком перестали справляться и его технические возможности, и Вадим Самойлов, которому приходилось ежедневно прослушивать по несколько десятков новых композиций.
В планах на весну — организация первого фестиваля «Герой нашего времени». Он пройдет в конце марта в одном из московских клубов. О его уровне может сказать то, что за организацию взялись люди, в чьем послужном списке проведение таких фестивалей, как «Нашествие», «Максидром» и «Эммаус». Фестиваль еще не состоялся, а Вадим Самойлов уже размышляет над возможностью сделать для молодых музыкантов полномасштабный тур по всей стране. Ну или для начала хотя бы несколько концертов в разных городах страны. А тем временем участники проекта, не дожидаясь официального фестиваля, проводят свои, локальные. Первыми отметились москвичи, проведя в конце января мини-фестивали в клубах «Ниагара» и «Вудсток». На очереди концерты группы «Ромео должен умереть» и фестиваль «Лаборатория хорошей музыки» (см. ниже).
А группа «Аттракцион Воронова» проявила инициативу и провела необычный фестиваль типа «джем-сейшн». Он состоялся 16 декабря прошлого года. Его участниками стали как группы, так и музыканты-одиночки, у которых появилась уникальная возможность выступить в составе группы.
Администрация проекта решила договориться с одним из московских клубов о проведении подобных фестивалей на постоянной основе. В дальнейшем несколько раз в месяц участники проекта будут собираться и «музицировать» под аккомпанемент группы «Аттракцион Воронова» и других музыкантов. Подробней об этих мероприятиях мы расскажем в одном из следующих номеров.
КОНЦЕРТЫ, КОТОРЫЕ ПРОЙДУТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРОЕКТА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Когда: 15 февраля, начало 21:00
Где: клуб «Жесть»
Адрес: Москва, ул. Б. Лубянка, 13/16
Что: концерт
Состав участников: «Звезда Полынь», «Наивный вертолет»
* * *
Когда: 1 марта, начало 22:00
Где: клуб «16 тонн»
Адрес: Москва, Пресненский вал, 6, стр. 1
Что: презентация сингла «Зима»
Состав участников: «Ромео должен умереть»
* * *
Когда: 4 марта, начало 18:30
Где: клуб Mezzo forte
Адрес: Москва, ул. 1-я Останкинская, стр. 53
Что: фестиваль «Лаборатория хорошей музыки»
Состав участников: «Алкоголь», «Акустический проект», PitStop, «Вишневый сад», «Левитация», Red Guns
ХИТ-ПАРАД ПО ОЦЕНКАМ ВАДИМА САМОЙЛОВА
1. Тантра «Фильмы»
2. АЛЕФ «Почта»
3. Bumblebee «Реченька»
4. С коленями как у птицы «Коньсрукпрыг»
5. Неболотный житель «Небоскребы»
6. Ромео должен умереть «Зима»
7. Иллюзия реальности «СТЕКЛО»
8. Kapleff «Кто...»
9. КедрыВыдры «Бомба»
10. Los Bananas (feat. Саша Растич) «Огни чудес»
ХИТ-ПАРАД ПО ОЦЕНКАМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ САЙТА
WWW.ROCKGEROY.RU
1. Тантра «Фильмы»
2. Тролль гнет ель «Земляничный берсерк»
3. Help! — Левитация «Ночь»
4. Bumblebee «Реченька»
5. Алкоголь «Не сдамся»
6. Kapleff «Кто...»
7. Избуха «Уголек»
8. Вишневый сад «Желтый трамвай»
9. Стена Zвука «Лорна»
10. Детонатор «Шквал»
В нынешнем составе «Либидо» делали демо-записи в различных студиях Москвы начиная с 2003 года. Вместе со своим звукорежиссером брали в аренду студию и писали демо. А сейчас в разгаре запись первого полноценного альбома. Записаны почти все инструменты и вокал, но основная работа еще впереди. Сергей Большаков будет сводить альбом и воплощать в жизнь идеи «Либидо» по его звучанию: сочетание современного мощного звука с оттенками ретро-рока. Большаков для них не только звукоинженер и саундмейкер, но и главный помощник и советчик. «Мы знаем Сергея Большакова как лучшего звукоинженера страны. Но, несмотря на свое несомненно звездное имя, это очень легкий в общении и работе человек», — говорит Дмитрий Савушкин.
Кто: «Либидо»
Город: Белгород (все участники родом оттуда, но объединились в Москве)
Год рождения: 2003
Концерты: клубные концерты с 2003 года, участники фестиваля «Эммаус-2006»
Разное: запись саундтреков к сериалам «Студенты» и «Студенты-2», в которых также снимались в роли самих себя
Состав: Дмитрий Савушкин — бас-гитара, Евгений Прокопенко — барабаны, Максим Матяш — вокал, Андрей Шестаков — гитары, Павел Нестеренко — клавиши
В марте группе «Звезда полынь» исполнится 5 лет. Эту дату ребята надеются отметить большим концертом на завершающей стадии записи своего первого альбома. Самым важным результатом работы над альбомом музыканты считают сильный прорыв, произошедший в их сознании. Внутри коллектива была масса стилистических споров, ребята переслушали море музыки для выработки собственного звучания и очень благодарны Сергею за возможность долго пробовать и экспериментировать с различными гитарами, усилителями. «Звезде полыни» так нравится на студии Большакова, что, по их словам, там хочется остаться жить. Каким же будет окончательное звучание альбома — неизвестно до сих пор. В этом очень большую роль сыграют как раз Сергей Большаков и Вадим Самойлов как саундпродюсеры альбома.
«Большаков наделен острым чувством юмора, и он часто подкалывает нас за неопытность, но нам это даже нравится», — смеется Андрей Вершинин, вокалист группы.
Кто: «Звезда полынь»
Город: Москва
Год рождения: 2002
Концерты: клубные концерты в Москве, фестиваль «Старый новый рок» в Екатеринбурге (2004, 2005, 2006), «Нашествие-2005», «Окна открой — 2005», «Эммаус-2006»
Состав: Андрей Вершинин — вокал, электроника, программирование, Макс Яковлев — гитары, электроника, программирование, Валентин Тарасов — барабаны, Влад Орлик — бас-гитара