Сквозь прозрачные столы видно, как крупье у меня под ногами, в казино этажом ниже, раскручивает рулетку. В этом небольшом зале с прозрачным полом и стулья, и столы – цвета льда. Такая декорация к сцене воссоединения Кая и Герды в покоях Снежной королевы, только за столом вполне себе полнокровный Дибров и компания. Вальяжно расслаблены и уже пьют минералку… Хороший междусобойчик и тройная премьера: первая клубная программа «Антропология Live!», презентация нового альбома Чижа и проза Виктора Ерофеева.
– Мы волнуемся? – доверительно улыбаясь, спрашивает писатель Виктор Ерофеев, обернувшись к своему соседу.
– Очень! – в тон ему, немножко склонив голову, кокетливо отвечает Дибров.
Заигрывает и забавляется. Действительно, стоит ли волноваться? Мол, все, что делается под этим безупречным брендом – Дибров и компания, – проходит «на ура» или уж, по крайней мере, не воспринимается негативно.
И то, что Дибров столь неожиданно-решительно вынес свою программу за телевизионные рамки. И романтическая история создания альбома: запершись в студии питерской «Мелодии», практически на одном дыхании Сергей Чиграков (Чиж) и его друг бас-гитарист Павел Михайленко (Паша) сбацали альбом. Вдвоем. Паша написал музыку и тексты, Чиж аранжировал, пел и сыграл почти все инструментальные партии. Диск назвали простенько – «Про слонов».
Как же все это увязать: и компанию, и альбом, и дибровскую программу, и загадочное высокотехнологическое оборудование HDTV, обещанное мне в анонсах.
С первых же слов гуру все вопросы отпадают: «Все сведено – нам хочется, чтобы это было парадоксально». Я обезоружена. Теперь я готова ко всему. И к тому, что эта новая «Антропология» – трибуна для всего нового. И к тому, что это даже не просто литературно-, видео- и даже мультимедийный проект, но претензия на целую субкультуру, где слепились чудно разные идеи и жанры. Она объединяет физиков и лириков, в общем – всех «энтузиастов новых технологий и творчества», по заявлению самого Диброва. Начало положено – ждите продолжения.
В «Антропологии Live!» две части: фрагмент мультимедийного шоу, или «литературное караоке» по рассказу Виктора Ерофеева, и собственно выступление Чижа и Паши.
В центре огромный экран – то самое высокотехнологическое High Definition телевидение, прямо из будущего. Рассказ маэстро состоит из набора случайных как будто бы слов и видеосюжета режиссуры – ах, как неожиданно! – Дмитрия Диброва. Вслед за причудливыми сюжетами по экрану бегут строки рассказа: Ерофеев считывает с экрана, голос бесстрастный, мерный ритм. «Я живу случайной жизнью» – так называется и начинается зарисовка. Случайный мир, зыбкий и вязкий. Случайные люди, случайные события – каждую секунду. Перманентная случайная альтернатива: а может быть, корова, а может быть, собака… Кадр за кадром – зрители медитируют. В построении сюжетов нет четкой логики, а в картинках – прямой связи. Искусство будущего? Но уже все нравится: и графика, и качество изображения, и музыка, и стилистика ни к чему не обязывающих фраз – и все на своем месте. Зрители аплодируют, у зрителей культурный шок.
«Трезвый блюз – орел в тапочках», – авторитетно восклицает тамада Дибров, объявляя Чигракова. «Лучше раз глотнуть, чем три раза нюхнуть», – вносит лепту музыкант, подстраивая гитару. Меланхолический блюз с неожиданным аккордеоном, хочется дирижировать и качать головой в такт. Сидишь и думаешь, сопоставляешь: «мэтр русского блюза», «мэтр русской антропологии» и «величайший писатель современности с его телегеничной прозой» – вот они, готовы отвечать на вопросы, вот они, не боятся шокировать, вот они собрались тут все, и им хорошо.
Тук-тук, дорогие, Дибров хэз ю. Вот он, XXII век. Фоллоу зе вайт рэббит, в общем…