Дмитрий учится в аспирантуре в Ростове-на-Дону и как всякий аспирант в деньгах нуждается постоянно. Решает он эту проблему нелегким и не вполне легальным путем. Он переводит игры. Ясное дело, пиратские.
Лет 10 назад, когда само понятие «авторские права» являлось в России чем-то эфемерным, игры расходились на дискетах, а официальных локализаций не существовало в природе. Дмитрий тогда еще учился в школе, но уже считал себя настоящим компьютерщиком, поскольку был счастливым обладателем модема и знал телефон одного из ростовских узлов FIDOnet, служившей ему источником новостей и игрушек. По этой сети в его жизнь пришла Space Quest 5 – одна из первых игр, переведенная на русский. Загоревшись идеей тоже чего-нибудь перевести (школа была с углубленным изучением английского), Дима начал искать единомышленника – сам править текст в файлах игр не умел. Человек нашелся, причем готовый даже немного приплатить за возможность получить уникальный на тот момент товар. Со временем хобби превратилось в работу. Заказчик перекочевал в Москву, появилось еще несколько, недавно к ним добавился легальный издатель.
С последним работать проще всего – тексты переходят в аккуратных экселевских файлах, с пояснениями и комментариями. Но объемы заказов невелики – приходится пахать и на пиратов. Они присылают выдранные из игры тексты и звуковые файлы – неудобоваримую мешанину, разобраться в которой крайне непросто. За 10 тысяч знаков (чуть более 5 печатных страниц) официальный издатель платит около 10 долларов, пираты – в два-три раза меньше, но и требования к качеству сильно ниже. Причем иногда пираты заказывают сразу два перевода. Первый делается чуть ли не на коленке и за сущие гроши – 1-2 бакса за 10 тысяч. Зато требования по качеству – никакие: перевел «Стилусом» да вычитал на предмет минимальной адекватности. Через пару дней такая «пиратка» уже лежит на прилавках – это, как правило, малоиграбельная версия, призванная срубить денег на первой волне ажиотажа. Если игрушка идет хорошо, требуется второй перевод – куда более грамотный и точный. На него уходит гораздо больше времени – недели, а то и месяцы. Потом пират лепит на диск лейблы типа «Голд» или «Платинум», и геймеры радостно раскупают «высококачественный продукт».
Такие заказы – выгодные, расценки приближаются к официальным. Месячный Димин заработок доходит долларов до 400, в общем, на жизнь хватает.