Когда я зашел к Артему в гости, прямо на пороге меня встречали звуки выстрелов тяжелой артиллерии, военный марш и крики кого-то убиваемого. Артем смутился:
– Это я так, разминаюсь в «Карибский кризис», танчики гоняю. Работать все-таки надо ночью.
Артем зарабатывает себе на жизнь в виртуальной реальности – многопользовательских ролевых играх. Каждый день миллионы людей во всем мире тратят свое время на то, чтобы гонять по экрану маленького нарисованного человечка, который путешествует по не менее интернетному миру и торгует, общается и дерется с другими нарисованными человечками, которыми тоже управляют живые люди. Эти фигурки именуются аватарами, каждый из них индивидуален и имеет постоянного владельца. Это маска, надетая на живого человека.
– На самом деле многопользовательских игр в сети очень много, несколько сотен, но реальной популярностью пользуются считанные единицы, – рассказывает Артем.– Сейчас играют в основном в Lineage 2, World of Warcraft, до сих пор популярен такой древний монстр, как Ultima.
Успешность действий аватара в виртуальном мире зависит от его характеристик и наличного комплекта вооружений и артефактов. Растить характеристики, медленно закупаться все улучшающимися видами вооружений, превращать своего персонажа в настоящего бойца – дело очень долгое и сложное. Часто оно превращается в тяжелый многомесячный труд и потому совершенно неудивительно, что некоторые игроки предпочитают срезать путь и заполучить нужную им вещь, просто заплатив деньги.
– Свою первую сделку я совершил еще году в 97-м, в первом Diablo. Это была тупая рубилка, без лишнего приступа интеллекта. В какой-то потасовке один парень выпросил у меня приличный меч, а потом, к моему удивлению, честно сунул пять баксов мне на карточку, с которой я оплачивал онлайн. Недостатком игры было то, что поначалу ее взламывали все, кому не лень, увешивая своих аватаров всяким супероружием, так что из Diablo я быстро ушел в Ultima Online, популярность которой стремительно росла. Сломать «ультиму» было практически невозможно, так что полученные там предметы обладали реальной ценностью. Через два месяца я уже совершил первую продажу – это снова был меч. Стоил он какие-то копейки, баксов 10, но это было до ужаса здорово – мне платили за то, что я играл. Через полгода после начала игры она начала полностью окупаться и даже приносить немножко денег. Я тогда учился в МГУ, инет был лабораторный, а поэтому быстрый и бесплатный.
Работа Артема начинается ближе к ночи. В это время в США, напротив, день – самый пик игроков. Сейчас он работает в основном в игре Lineage2. В российские сетевые игры он не играет – наши игроки в среднем беднее и не любят платить за виртуальные предметы.
– Важно, чтобы игра была красивой, быстрой и сбалансированной. Ценные вещи не должны доставаться легко – иначе какой в них смысл? Желательно, чтобы в игре была возможность не только воевать – обычно я стараюсь играть кузнецом или еще каким-нибудь ремесленником. Во-первых, их стараются не убивать, а мне самому боевые навыки не нужны, войны мешают торговать. Во-вторых, у аватаров-ремесленников есть навыки изготовления и улучшения оружия. Это, как правило, не самые крутые, но зато пользующиеся постоянным спросом у новичков предметы. Обычно это позволяет стабильно зарабатывать внутриигровые деньги – а они, как правило, вполне конвертируемы в баксы. Это мой источник постоянного дохода. Крупные суммы проще получить за так называемые «комплекты». Например, в игре может существовать редкий вид доспехов из драконьей кожи, причем состоящий из десятка отдельных частей – нагрудника, шлема, поножей.. Собрать его обычно почти невозможно – но вот если постоянно заниматься торговлей, каждую из частей можно спокойно сменять. Стоимость целиком собранного комплекта может быть очень высока – суммы в несколько сотен долларов тут никого не удивят. Ну а еще бывает просто везение – иногда случайно ввязываешься в драку с каким-нибудь монстром и в итоге получаешь супершмотку.
Когда в руки Артема попадает настоящая крупная добыча, возникает необходимость ее быстро продать. В этом деле помогают различные специализированные сайты, а также широко известный сетевой аукцион ebay.com. Выставляется лот с полным описанием предлагаемой вещи, после достижения договоренности о цене аватары встречаются в игре, происходит передача предмета. Деньги зачисляются на карточку продавца – наличка тут не в ходу. В месяц Артем зарабатывает от пятисот до полутора тысяч долларов – в зависимости от везения.