Вдохновившись успехом своей книги «Метро 2033» Дмитрий Глуховский написал новый роман «Сумерки». В нем на фоне реальных событий случается уже не один, а множество концов света.
— Насколько ты придерживался реальных исторических фактов в «Сумерках»?
— Многие герои «Сумерек» действительно существовали. Историческим лицом был францисканский епископ Диего де Ланда, который в моем романе отправил отряд конкистадоров за тайными манускриптами жрецов майя. В действительности состоялось и грандиозное аутодафе 12 июля 1562 года в городке Мани на мексиканском полуострове Юкатан. Тогда были сожжены тысячи индейских рукописей, деревянных идолов, гороскопов, и в один день память десятков поколений майя была стерта. Наконец, ураганы, землетрясения и наводнения, которые уносят десятки тысяч человеческих жизней каждый год и не сходят с наших телеэкранов — все это есть на самом деле. Я просто объединил эти события.
— Та таинственная рукопись, на основе которой написан роман, это случайно не Codex Troano и Codex Cortesianis или это уловка в стиле дневника молодого монашка из романа «Имя Розы» Умберто Эко?
— Это уловка, но довольно прозрачная: речь идет о книге самого Диего де Ланда «Сообщения о положении дел в Юкатане», по которой сегодня все специалисты строят свои представления о сгинувшей цивилизации майя. Я ее читал на испанском и именно на ней построил свой роман. Кстати, знаменитый советский ученый Юрий Кнорозов, расшифровавший письмена майя, тоже не плод моего воображения, а историческое лицо. Правда, пришлось чуть изменить его биографию. Многие, читая «Сумерки», даже и не догадываются о том, что ровно половина в книге — чистая правда.
— Тебе нравится быть творцом иной реальности?
— Самая интересная и самая сложная задача — выстроить сюжет и атмосферу так, чтобы с первых страниц он тебя захватывал, захлестывал, как щупальце кракена, и утягивал в топи романа. Чтобы он не переставал интриговать, а последние главы давали не только объяснение книге, но и заставляли читающего переосмыслить ее. Что же касается созидания альтернативных вселенных — боюсь, «Сумеркам» не удастся повторить судьбу «Метро 2033». В «Метро» можно играть, в нем можно жить. «Сумерки» же — просто роман.
— «Бог умер», — сказал Ницше. «Ницше умер», — сказал Бог. В конце «Сумерек» главный герой встречает больного Бога. Это метафора? Наш мир болен и умирает?
— Сознание любого человека — целый мир, смерть каждого — маленький конец света. Каждую минуту незаметно исчезают десятки тысяч миров. «Сумерки» — реквием по каждому из них.
Подробный разговор с Дмитрием Глуховским о политических интригах, ядерном оружии и смерти галактик читайте в ближайших номерах «Rе:Акции»
в рубрике «Человек».