Из-за поворота, за темной стеной деревьев показалась громада замка. Костлявые башни словно насадили небо на пики шпилей. Четыре этажа глазеют на пришельцев черными провалами пустых окон.
На нас повеяло холодом…
Единственный в России настоящий готический замок. Вдали от Европы, от средневековых достопримечательностей Франции и Германии, он одиноко стоит в поселке Муромцево Владимирской области. Всего в получасе езды остался Владимир со своими Золотыми воротами, сдобными церквями, праздничными колокольнями и неизменным Лениным на главной площади. Двадцать пять рублей — цена автобусному путешествию в иное измерение, в черт-знает-куда.
Мы вошли под его мрачные своды, и на нас накинулись забытые детские кошмары из фильмов ужасов. То ли чертоги Дракулы, то ли «нехороший» дом Эшеров… а может, мы очнулись в таинственной гробнице, где спит тысячелетним сном Ктулху?
С балок, на которых когда-то держалась крыша, каркали вороны.
«Каркнул ворон: «Nevermore!»…
Сначала мы блуждали во тьме. В половину комнат на первом этаже не проникает ни лучика. Бродить тут опасно: легко оступиться на крутом пороге или провалиться в подвал. В темноте пахнет плесенью, а некогда яркие залы напоминают мрачные подземелья с камерами пыток. Зато выше свет беспрепятственно проникает внутрь через провалившуюся крышу. Массивная каменная лестница, словно насмехаясь над нами, намекая, что обратного пути нет, оканчивается провалом. Подняться на четвертый этаж можно лишь по упавшим и сломанным балкам перекрытий либо по ржавым, не вызывающим доверия трубам.
Забравшись на четвертый этаж, можно разглядеть каменные лесенки, ведущие к сторожевым башням. Башни настолько узкие, что внутри может находиться лишь один человек. Во время балов и праздников в их бойницах можно было разглядеть стражников, одетых в старинные латы...
История сохранила нам и имя владельца этой диковины, и имя архитектора. Богатый купец и меценат Владимир Храповицкий много путешествовал по Франции. В одну из своих поездок в начале 1880-х он посетил знаменитые замки Луары. Восхищению его не было предела. Он рассыпался в похвалах гению архитекторов и рассказывал своим французским друзьям, в какой прекрасной стране они живут. Довольные французы шутили: мол, у вас в России такого не встретишь... Через несколько лет уязвленный Храповицкий продемонстрировал своим французским друзьям великолепный готический дворец во Владимирской губернии.
Над проектом усадьбы работал один из лучших московских архитекторов Петр Бойцов. Кроме дворца, сооруженного в духе средневековых замков, на территории поместья располагались богатая церковь, телеграф, театр, представляющий собой миниатюрную копию Мариинского театра в Санкт-Петербурге, и музыкальная школа для одаренных детей-сирот. Окружал «готическую усадьбу» роскошный парк с редкими породами деревьев и изящным водным каскадом перед главным домом (ныне уничтоженным).
Сегодня, гуляя под каменными сводами замка, чувствуешь себя оказавшимся в страшной сказке. Нет, это история не о добрых феях, это древняя история — история о крови. Самую известную «страшилку» этого места вам расскажет любой местный ребенок. Владелец усадьбы Владимир Храповицкий был влюблен в молодую девушку. Красота его возлюбленной будоражила кровь многих мужчин. Храповицкий оказался самым везучим. Он долго осыпал возлюбленную подарками и терпел все ее капризы. В награду она стала его женой. Но вслед за ней в имение Храповицкого отправился ее бывший любовник. Застигнув молодую особу на уединенной прогулке, он вынул из кармана пистолет и застрелил девушку. С тех пор одинокая женская фигура в белых одеждах часто проплывает по здешним темным аллеям, и никому не удается ни окликнуть ее, ни догнать…
В настоящее время в замке никого не бывает. О нем даже мало кому известно. Он не заметен с дороги, он не рекламируется как туристическая достопримечательность. Его практически нет.
Но он есть. Мрачный горбун под приветливым русским небом. Темный силуэт на фоне луны. Пристанище вампиров и оборотней, истории о которых придумывает местная ребятня.