От: Илья Семенов
Симптомами наступления совершенно новой свободной эпохи стало для меня, во-первых, появление на улице круглосуточных ларьков с фальшивой водкой и «Сникерсами», а во-вторых, то, что все газеты города вдруг стали публиковать объявления с телефонами проституток.
Илья Стогоff, «mASIAfucker»
Ипостаси
1. ПАПАРАЦЦИ. Илья Стогоff создал собственную «желтую» журналистику для интеллигенции — его книги выходят не только в желтых обложках, но и ежемесячно.
2. МАЧО. Илья Стогоff — разновидность, которая не плачет, потому что растит детей и ходит в церковь.
3. ЛЮМПЕН. Быть богатым — аморально, а знаменитым — можно, даже если ты сам загубил свою карьеру.
Автор культового романа «Мачо не плачут», питерский журналист и писатель Илья Стогов придумал свою собственную журналистику. Он не пишет статьи, не работает на телевидении. Он выпускает книги. Ежемесячно. Это его периодика. Его способ не врать за деньги.
— За год у вас вышло одиннадцать книг: об альтернативной музыке, о самой известной скин-банде страны, рождении русского рейва, об отечественных антиглобалистах… Вы сами все пишете или нанимаете «негров»?
— Нет никаких негров. Все сам пишу. Сперва мне казалось, что стоит начать и авторы повалят валом. Но по сути за год я не нашел ни одного журналиста, которому вся эта тема была бы интересна. Люди приносят романы при том, что я-то хочу от них журналистских расследований, а они внятно изложить хоть какой-нибудь сюжет из современной жизни не способны. В итоге из одиннадцати книг серии лично написал то ли пять, то ли шесть. Одну в результате изъяли из продажи и сожгли. Одну, «Неприрожденных убийц», выдвинули на премию «Национальный бестселлер». Процесс идет. Только он сегодня мало кому интересен. Русские критики не очень умеют читать то, что я издаю.
— А читатели — умеют читать?
— Насколько я знаю, из всех книжных серий, выпускаемых в стране, мой «СтогоFF Project» продается лучше всего.
— Что для вас важнее: правду сказать или заработать деньги?
— О чем мы говорим? Какие деньги? Я, конечно, не занимаюсь всем этим себе в убыток, но дело близко к тому. Сами посчитайте: у книжки тираж пять тысяч экземпляров. Издательство продает ее магазину по два доллара за экземпляр. Сколько получается? Причем в эту стоимость входит верстка, корректура, транспорт, аренда редакции, гонорар автора, фотографа… и еще издатель должен поиметь какую-нибудь прибыль. Для меня остается столько, что на метро не хватает. Поэтому в издательстве у меня есть фиксированная зарплата. Не очень большая. Остальные заработки — как повезет. Недавно все мои книжки издали в формате аудиокниг и пытались продавать как мобильный контент. За это я не получил вообще ни копейки. С другой стороны, «Отвертку» и «Камикадзе» купили для экранизации. Тут какие-то деньги дошли и до меня, хотя, конечно, издательство и агенты получили значительно больше. Но я со всем этим не спорю. Считаю, что быть богатым — это аморально, а на жизнь мне и так хватает.
— Вы когда-нибудь намерено лгали в печатной прессе или книгах?
— Нет.
— А доводилось ощущать на себе силу печатного слова? Власть прессы?
— В сегодняшней России авторитет журналистики равен даже не нулю, а какой-то отрицательной величине. Даже детям известно, что пресса «всегда врет», а журналисты «продаются». А раз так, то за что их уважать? Я еще помню времена, когда менты, прихватив меня пьяным на улице, тут же отпускали — потому что «пресса». Теперь, скорее всего, дали бы по лбу — за это же. И винить, кроме самих себя, журналистам некого.
— Как-то Роман Трахтенберг обмолвился, что вы оболгали его в книге «10 пальцев». Расскажите, в чем там дело.
— Неужели обмолвился? По-моему, парень должен был быть доволен. Он давал мне денег, чтобы я написал о нем книжку. Но я не умею работать за деньги. Не потому, что слишком крутой или что-то в таком роде. Ну просто не умею и все. Сотрудники финансиста Тинькова как-то предлагали за книжку об их шефе $50000. Конечно, я бы хотел получить эти деньги, а кто бы не хотел? И все равно пришлось отказаться, потому что написать хоть слово я так и не смог. Ну и от Роминых бабок тоже отказался. Зато правдиво и бесплатно написал о том, что этот парень живет в аду. На что тут обижаться?
— Почему вы реализуете себя через книги, а не через газеты и журналы?
— Ну, во-первых, у меня плохая репутация. И вовсе не все журналы хотят иметь со мной дело. А во-вторых, книжки — это же так здорово. Я когда трогаю только что приехавшую из типографии книжку, у меня дыхание перехватывает.
— Вы взрослый человек, у вас есть семья… Существует ли что-нибудь на этом свете, против чего вы были бы готовы протестовать?
— Протестовать — это значит ходить на демонстрации? Бить витрины? Писать в глянцевые журналы колонки, обличающие глянцевый мир? Если вы хотите добиться результата, то давайте посмотрим, что тут можно сделать. Мир устроен не идеально? Начни переделывать его с себя! Тебе не нравятся поступки других людей? Уверен ли ты, что сам не совершаешь таких поступков? Простой пример: все орут, что им не хватает свободы, но на кой хрен этим людям вообще свобода? Лично я свободен. Я считаю, что живу именно так, как хочу. И отнять это у меня не в состоянии никто. А раз свободен я, значит, на маленьком пятачке вокруг меня свобода уже существует. Это и есть мой протест, моя борьба и моя победа. Нужно не орать и не жечь иномарки, а жить правильно. Самому.
— Если представить, что в нашей стране ввели, например, цензуру, какой была бы ваша реакция?
— Я такое представить не могу. Зачем грозить кнутом тем, кто давно уже куплен пряником? Кого будут цензурировать? Андрея Малахова? Журнал GQ? А все эти политические правдолюбцы из московских СМИ моментально изменят любые свои идеалы, как только встанет вопрос о том, что их жалование может быть снижено на десять долларов.
— Как вы считаете, каков на сегодняшний день уровень свободы в России?
— Я не очень понимаю, что значит «в России». Лично у меня уровень свободы довольно высок. И он не зависит от того, в какой стране я живу. У моих приятелей с этим проблем тоже нет. «Путинскую диктатуру» лично я встречаю только в газетах, которые издаются на деньги людей, завидующих путинскому рейтингу, и больше нигде.
— Герой самого известного вашего романа «Мачо не плачут» довольно слабый человек, который чувствует, что хочет найти ответы на свои вопросы, но не знает, что ему делать, а от того делает только хуже. Многие из нас на него похожи. Как нужно вести себя, чтобы встать на поиски своего пути?
— Я бы не взялся давать советы. Ведь этот «слабый человек» — это и есть я. Могу лишь сказать, что для меня выходом стала религия. Правда: сегодня я вполне себе счастливый парень. Недавно я говорил с Федором Чистяковым из группы «Ноль» — с ним та же история. Религия — это ведь и есть счастье, важно только не спутать его с очень распространенными сегодня формами мракобесия, и все у тебя будет ОК.
— Роман «Мачо не плачут» был своеобразным взрывом, в год его выхода о вас узнали все. Сейчас интерес к вам слегка поутих. Чем это вызвано?
— Мягко сказано — «слегка»! Рецензий на мои книжки не появлялось уже несколько лет подряд! Но это, наверное, и правильно. В качестве-то книжек я уверен. «СтогоFF Project» — это действительно самое интересное, что происходит сегодня на русском бук-маркете. Но журналистам все это не интересно, и на шоу фигуристов на «Первый канал» вместе с братьями Запашными меня что-то не зовут.
— Есть некий образ, существует он скорее в пределах Петербурга и складывается из обрывков ваших книг, городских слухов, из колонок в газете «Метро», воспоминаний о телеэфирах… Насколько этот Стогов, вечно чем-то недовольный, стремящийся к открытию нового для себя и для других, серьезный мужчина из Купчино, похож на вас настоящего? Или это только образ, который был сформирован медийностью вашей персоны?
— Не знаю. И не думаю, что я очень уж медийный. Да, в Петербурге меня чаще узнают на улице, чем в Москве. Но тут фокус в том, что в моем городе звезды всегда становились звездами только через Москву. Кем были бы Гребенщиков, Шнуров, Путин и Хабенский, если бы ими не занялись опытные московские руки? А я из богатого московского издательства ушел в андеграундное петербургское. И тем зарубил свою карьеру навсегда. Так что о медийности касательно меня говорить вряд ли приходится. И что тогда остается? Да, я живу в самом криминальном районе города. Да, я часто куда-то езжу (восемь дней назад приехал из Китая). Да, я (как и все петербуржцы) редко бываю всем доволен. Складывается ли все это в образ? Вам видней.
— Насколько для вас важна известность?
— Раньше была очень важна. Спивающийся, никому на свете не интересный, в конце 1990-х я каждый вечер засыпал с мыслью, что рано или поздно мое лицо появится на обложках каждого русского журнала. А сегодня мне смешно об этом и вспоминать. Недавно мне звонили из вполне себе тиражного издания, просили сняться для них голым. Я отказался.
ФАКТЫ СТОГОВА
• Получил богословское образование и считает себя истинным христианином. Каждую неделю ходит в церковь с семьей и молится перед едой.
• Более пяти лет не употребляет алкоголь, так как зеленый змий несовместим с семейной жизнью.
• На обложке своего первого романа просил написать «Если у тебя нет денег купить эту книжку — укради ее!».
Уборщик, штурмующий небеса
Илья Стогов стал известен в Петербурге в конце 90-х. Испробовав сперва множество почтенных профессий, от уборщика в кинотеатре до кассира в пункте обмена валюты, он вдруг нашел себя во «второй древнейшей»: работал музыкальным обозревателем журнала «Ровесник» и главным редактором эротического журнала. После дефолта 1998 года Стогов поменял последние буквы фамилии на -OFF и выпустил свою первую книгу «Мачо не плачут». Через год он был назван «Писателем года», а в 2001-м номинирован газетой «КоммерсантЪ» на премию «Человек года» за создание жанра мужской литературы. После «Мачо не плачут» Стогoff написал еще дюжину книг и книжечек, среди которых: «Страсти Христовы», «Камикадзе», «13 месяцев», «Как устроена всемирная история» и многие другие. Сейчас Илья Стогоff выпускает серию документальных книг-журналов под названием «Стогoff Project», включающую серию «Все это рок-н-ролл». Уже вышли биографии главных рок-икон страны: «Агата Кристи: песни веры и отчаяния» (Илья Стогoff), «Пилот, штурмующий небеса» (Илья Стогoff), «Король и Шут… и мертвые споют про мертвецов» (Евгения Либабова), «Песни западных славян: Вопли Видоплясова, Ляпис Трубецкой» (сост. Илья Стогoff), «Tokio Hotel: как можно громче!» (Михаэль Фукс-Гамбек), «Nautilus Pompilius» (Александр Кушнир, Леонид Порохня).
Мысли стогова
• О творчестве: теряется при упоминании слова «творчество» и говорит о своей деятельности исключительно как о нелегкой работе.
• О личности: считает свою персону очень заурядной и говорит, что его книги гораздо интереснее.
• О несбывшихся мечтах: Стогов очень хотел стать учителем богословия в школе, но не прошел собеседование: директриса, увидев его косуху и лысую голову, убежала в неизвестном направлении.
Книги серии стогoff project
Беспокойники города питера
Петербуржцы Павел Крусанов и Наль Подольский написали очерки об удивительных людях, которыми населен этот город. 14 совершенно разных, но знаковых судеб.
Анархия в РФ
История появления в России панк-рока, написанная самим Стоговым, книга о жизни главных панк-команд страны: «АУ», «Гражданская оборона», «Сектор газа», «Король и Шут».
Наша музыка
Антон «Ботаник» Чернин известен любителям русского рока по своим эфирам на «Нашем радио». Для проекта Ильи Стогова он написал энциклопедию самых важных в истории русского рок-н-ролла альбомов. Комментарии музыкантов и фотографии в наличии.
Бронзовый рок
Еще одна книга о русском роке, в данном случае это мемуары главных действующих лиц российской рок-сцены.
Путь хунвейбина
Питерский журналист Дмитрий Жвания написал документальный роман о становлении в России движения «Новых левых», об их желании изменить мир, о людях, которые не перестанут бороться, что бы ни случилось.
Четвертая волна
Эта книга рассказывает историю знакомства Ильи Стогова с группой «Психея» и другими представителями новой альтернативной музыки. В свою очередь Илья Стогов знакомит читателей с «Четвертой волной».
Грешники
15 очерков о людях, которые родились в 70-х. «Я родился в семидесятом. Это не возраст, это судьба», — говорит Илья Стогов.
Миллиардеры
Илья Стогов через рассказ о судьбе десяти русских миллиардеров пытается разобраться в главных социальных вопросах: по каким законам живет наше общество? Куда оно движется?
побольше бы таких писателей, таких книг и интервью....