Три параметра
Масса
• Население Земли — 6,5 млрд человек.
• Население Китая — 1,3 млрд человек.
• Каждый пятый человек на Земле — гражданин Китая.
Еще есть китайцы
• на Тайване (22,8 млн человек)
• в Сингапуре (3,4 млн человек)
• в США (1,5 млн человек)
и в других странах.
• Население России — 142,8 млн человек (включая китайцев).
Давление
• Средняя плотность населения в Китайской Народной Республике равна 137,2 человека на кв. метр.
• Средняя плотность населения на Дальнем Востоке России и в Сибири равна 1,7 человека на
кв. метр.
Скорость
• В 1970-х годах китайская женщина рожала в среднем 5,8 детей за жизнь, сейчас — 1,8 ребенка.
• Китайцев становится больше со скоростью 0,5 % в год.
• Каждую минуту в мире рождается 12 китайцев.
Мы по привычке учим английский язык, носим «американские» джинсы, сшитые в Китае, и пользуемся «американскими» компьютерами с китайской начинкой. Долго ли будет продолжаться этот сон разума под названием «европоцентризм»? Это зависит не от нас. Грубо говоря, «как китайцы захотят, так и будет».
Мир никогда больше не станет прежним
В конце 2006 года определенной популярностью пользовался следующий текст:
«Три главных события 2006 года — и ни одного в Европе или Америке.
1. Завершение строительства ГЭС Санься («Три ущелья»). Это для развития всего человечества будет покруче строительства Суэцкого канала.
2. Разгром индийских фашистов (РСС) на выборах в Индии индийской «Семьей» (Ганди) и левыми. Это — мир!
3. Строительство железной дороги в Тибет. Это ведь только начало. Эта дорога дальше соединит Китай с Индией через коммунистическую Западную Бенгалию со Средней Азией, Казахстаном, Ираном и проследует дальше на Запад. Транссибирская магистраль отдыхает. А морем пусть правят англосаксы. Пока.
Пускай европейцы возятся в своей мусорной куче. Пускай американцы бряцают оружием. Мир уже никогда не станет прежним».
Эта оценка прошлогодних событий стала предметом живого обсуждения. Интересно, что вопреки обыкновению почти никто не спорил, просто обсуждали детали. Мало кто усомнился в том, что два из трех важнейших событий года, изменивших историю человечества, произошли у нашего дальневосточного соседа — Китайской Народной Республики.
Саранча с Востока
Рассуждения о «желтой угрозе» со стороны Китая, ведущиеся в прессе, гостиных и на кухнях в России, США и Европе, похожи на фобии. Наш человек сидит на кухне и говорит: «Китаец чем опасен? Узкоглазый он, чужой… китайцы как саранча».
Ему вторят специалисты: «Претензии по территориям, по выходу в Японское море юридически сняли, а фактически — нет. И для китайца затаить на 50 лет если не злобу, то томление реванша — это нормально, это национальная философия».
У миллиарда китайцев, безусловно, нет единых интересов. Ошибочно понимать Китай как одну мощную единственную корпорацию, которая ставит цели и достигает их. Конечно же, в Китае идет борьба самых разных течений и взглядов, классовых, национальных, религиозных, этнических, географических. Но руководству Китая всегда удается достичь национального компромисса, направляя свои усилия для решения государственных задач.
Паника на Давилонской барже
В одной из британских установочных статей разъяснялось, как следует доводить до рядового британца смысл «китайской угрозы». XVI съезд Коммунистической партии Китая постановил, что к 2020 году объем душевого потребления в Китае должен вырасти в 4 раза по сравнению с 2000 годом. Британцы задаются вопросом: «Существует миллиард китайцев — одна шестая часть человечества. Она увеличивает потребление в 4 раза. Сколько природных ресурсов пойдет на удовлетворение этих потребностей? Между тем нефть, электроэнергия, уголь, металлы конечны»...
То, что произошло в Китае за последние 20 лет, — это действительно экономическое чудо. Новый Китай изменяет структуру мировой экономики. Примерно в 2020-2025 году половина населения КНР будет жить в городах. Крестьяне, попав в город и включившись в мировое промышленное производство, будут потреблять ресурсы, количество которых ограничено. При изменившихся моделях потребления рост потребности Китая в зерне, бензине и киловаттах будет фантастическим.
Сейчас в Тибете существуют деревни, в которых месячный доход составляет 5 юаней (20 рублей) на общину, то есть на 300–400 человек. Деньги для товарообмена там не особо нужны, люди живут натуральным хозяйством. Но теперь тибетцы тоже хотят потреблять блага цивилизации, смотреть телевизор, освещать дома электричеством, ездить в машинах, а производство автомобилей, телевизоров и прочих благ прогресса требует стали, алюминия, пластмасс, которые делают «из электричества», из нефти, наконец...
Труд — отец богатства, но земля — его мать
Сумеет ли человечество так нарастить добычу нефти и производство электроэнергии, чтобы компенсировать рост их потребления? Сомнительно. А это означает, что кому-то придется поступиться частью своего потребления в пользу китайцев.
Например, уже к 2010 г. заметно изменится мировой рынок зерна. Сейчас в Китае производят четверть мирового зерна (430–480 млн тонн в год), но пахотные площади в Китае сокращаются и будут сокращаться еще быстрее — новые городские районы, огромные водохранилища и инфраструктурные объекты буквально «пожирают» землю. А значит, уже в ближайшие годы Китай будет ввозить очень много зерна.
КНР — это страна, в которой сотни миллионов крестьян переселились в города. Получая 100 долларов на семью (средний месячный доход в богатых городах Восточного Китая), они видят каждый день богатые машины, которые останавливаются на обочинах, видят шикарные рестораны и таких же китайцев, которые проедают в них огромные деньги. В стране, руководство которой умно, ответственно и пронизано тысячелетней традицией «высокой бюрократии», несомненно будут приниматься меры по снижению социальной напряженности, вызванной расслоением общества. А это значит, что миллиард китайцев будет жить не хуже, чем сейчас живут россияне: задача, поставленная съездом КПК, — повысить уровень потребления на душу населения до 400 долларов в месяц — будет выполнена. Для этого китайцам нужны ресурсы, и они будут брать их по всему миру.
Нас тьмы, и тьмы, и тьмы…
Главная угроза, которую многие видят в Китае, — это угроза демографическая. Пугает даже не столько абсолютное число китайцев, сколько динамика прироста населения.
По официальным оценкам, к 2030 году китайцев будет около 1,4 млрд человек. При этом достижение пика численности трудоспособного населения (около 920 млн) ожидается на 10 лет раньше. Многолетняя китайская демографическая политика (один ребенок в семье) привела к тому, что через 20 лет это будет общество пенсионеров. Вот только пенсионеров будет не 40 млн, как в России, а 500 млн или миллиард. Пенсионеры западных провинций Китая и сейчас не получают пенсий… Как их прокормить?
Рост населения Китая в XX веке был обусловлен аграрной революцией (прежде всего введением в середине столетия новых высокопродуктивных сортов риса, улучшением агротехники, переходом к товарному сельскому хозяйству), прекращением японской оккупации, улучшением медицинского обслуживания, социальной инфраструктуры, общеэкономическим ростом.
В результате обеспечения населения достаточным количеством продуктов питания началось резкое аграрное перенаселение, не сдерживаемое больше массовым голодом или войной. Руководство КНР приняло решение жестко, даже жестоко, планировать семью. Это был вполне разумный шаг, но не он — главное средство по «удушению демографии». Начала меняться структура потребления. Семья с одним ребенком имеет приоритеты, не похожие на традиционные китайские. Скорее они ближе к европейским, а стремящаяся к сытости и комфорту Европа давно уже прекратила размножаться.
Соответственно, демографическое давление Китая на соседей — явление временное.
Железные дороги — стальные нервы
Китайцы, живущие в Америке, либо возвращаются умирать в Китай, либо становятся американцами. Китайцы, живущие в России, либо вернутся умирать в Китай, в страну, которую они считают по-настоящему цивилизованной, либо станут русскими. Кто едет в Россию? Китайские нацменьшинства, маньчжуры… По их малочисленности и малозначимости для развития Китая их сравнивают с нашими эвенками...
Представляет ли угрозу для России неконтролируемая иммиграция китайцев? Да, если ударение ставить на слово «неконтролируемая». Нет, если логическое ударение падает на слово «китайцев». В этом же плане для нас представляет угрозу любое государство и любой этнос. Грамотная внутренняя политика позволит избежать проблем.
Не секрет, что китайцы в Сибири и России в целом — это не только мирные торговцы, рабочие, лесорубы и фермеры. Есть и этническая организованная преступность. Наверное, действуют и китайские разведывательные спецслужбы. Но нет оснований думать, что китайская мафия хуже (или лучше) других преступных группировок или разведок.
Среди трех главных событий, изменивших историю человечества в 2006 году, не случайно названо строительство железной дороги в Лхасу. Для России проблема состоит в том, куда пойдет железнодорожная ветка от Лхасы. Почти наверняка она пойдет на юг, в Индию, а дальше через Пакистан, Иран выйдет в Европу. Представьте себе, что будет, если возникнет единая транспортная система из Европы в Китай, а Россия окажется на отшибе, на задворках цивилизации. В конечном счете Транссиб станет никому не нужным...
Маленькой елочке холодно зимой
Китай — единственное современное государство, которое медленно, но верно расширяется. Они приобрели Гонконг, Аомынь, маленькие острова у России. Но пока еще они не могут вернуть себе Тайвань, что очень важно для них.
Если посмотреть на карту, то видно, что границы России с Китаем идут в Приморье через Сихотэ-Алинь, Приамурье по естественным географическим, геологическим и ландшафтным границам. Руководство КНР это понимает, у Китая нет задачи военным путем захватить часть российской труднопроходимой тайги с нашими замерзающими портами. Да и население близлежащих северных провинций Китая сокращается за счет переезда на юг страны.
Нельзя всерьез говорить, что в настоящее время Китай представляет для России военную угрозу. Трудно представить китайцев, основная масса которых живет в субтропических регионах, воюющими в нашей тайге или тундре. Их вооруженные силы не приспособлены к ведению маневренной сухопутной войны. Развитие Народно-освободительной армии Китая опирается на доктрину повышения огневой мощи частей и соединений, а не маневренной войны. То есть для них важнее насыщение войск огневыми средствами, а не средствами транспорта.
Объективно их военная доктрина, количество и качество боевой техники не направлены на ведение войны на российском театре военных действий. На этом направлении китайцев готовят к обороне, а не к агрессии. Первая военно-политическая цель, которую ставит перед собой китайское руководство, — это вернуть Тайвань. Пока у них не выполнена первая цель, другие нереальны. Таков уж склад национального характера.
Кроме того, скоро на сцену выйдет поколение «единственных детей». Не знаю, захотят ли такие, скажем, служить в армии, но шить пуховики люди с таким воспитанием точно не станут. Не для того рождены…
Русский с китайцем — братья навек
Китай угрожает прежде всего самому себе, потому что внутренних противоречий там более чем достаточно. Провалами российской политики, конечно, могут воспользоваться нынешние китайские режимы, но в любом случае, это — наши проблемы.
В России, например, нет ни одного олигарха-китайца. Хотя в Америке или в Азии — полно. Там ли мы ищем врагов, среди тех ли народов?..
Сами китайцы достаточно либерально относятся к чужой культуре. Харбин опять становится русским, китайцы строят там русские музеи, школы. Может быть, есть смысл говорить, наоборот, о русской культурной экспансии в Китае?
Может быть, пора рассматривать Китай не как угрозу, а как огромное поле возможностей для России?
Китай возвращает свое
1 июля 1997 года Великобритания передала Китайской Народной Республике суверенитет над провинцией Гонконг (Сянган), бывшей британской колонией с 1841 года. Теперь Специальный административный район Гонконг — вновь часть Китая. По договоренности с англичанами Китай сохранил за Гонконгом особые привилегии и широкую автономию до 2047 года.
20 декабря 1999 года в состав Китая возвращена провинция Аомынь (Макао), находившаяся под властью Португалии с XVI века. Власти Китая гарантировали сохранение социально-экономической структуры и образа жизни населения Макао в течение 50 лет.
Китай платит и расширяется
Российский остров Тарабаров на реке Амур и часть острова Большой Уссурийский в 2004 году были переданы Китаю. Общая площадь переданных территорий составила 337 кв. км. В ответ Китай обещал инвестировать в российскую экономику 12 миллиардов долларов США в течение 15 лет (по 800 млн долларов в год).
Трудовой фронт
• 25 % россиян опасаются, что Китай избрал Россию основным направлением для мирной экспансии.
• 58 % жителей России считают, что из-за притока дешевой рабочей силы из Китая в России вырастет уровень безработицы среди коренного населения.
• Почти четверть из миллиона трудовых мигрантов в России — китайцы.
• 1750 рублей в месяц (500 юаней) — за такую плату готовы были работать в России китайские трудовые мигранты в 2006 году.
КИТАЙ НА ЯЗЫКЕ ЦИФР И ФАКТОВ
• Полное название (на русском языке): Китайская Народная Республика
• Географическое положение: Восточная Азия; граничит с Монголией, Россией, Северной Кореей, Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой (Бирмой), Бутаном, Непалом, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном; омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей
• Площадь: 9 572 900 кв. км
• Население (по состоянию на конец 2006 г.): 1 313 973 000 человек
• Плотность населения: 137,2 чел./кв. км
• Этнический состав: 56 официально признанных национальностей, говорящих на 235 языках и диалектах; в т. ч. хань (собственно китайцы) — 91,96 %, чжуаны — 1,37 %, маньчжуры — 0, 87 %, хуэй — 0,76 %, мяо — 0,65 %, другие — 3,75 %
• Государственный язык: китайский (мандаринский)
• Государственная религия: нет
• Основные религиозные конфессии (по состоянию на 2004 г.):
атеисты — 59 %, традиционные верования (конфуцианство, язычество, даосизм) — 33 %, буддизм — 6 %, другие (включая ислам и христианство) — 2 %
• Уровень грамотности (по состоянию на 2002 г.): 90,9 %
• Форма правления: однопартийная республика
• Глава государства: президент (в настоящее время — Ху Цзиньтао)
• Высший законодательный орган: Всекитайское собрание народных представителей (2985 мест)
• Высший исполнительный орган: Государственный совет (председатель в настоящее время — Вэнь Цзябао)
• Административное деление: 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин) и особый административный район Сянган (Гонконг)
• Столица: Пекин
• Крупнейшие города: Шанхай (более 10 млн чел.), Пекин (около
8 млн чел.), Тяньцзинь (более 5 млн чел.), Ухань (около 4,5 млн чел.), Гуанчжоу (более 4 млн чел.)
• Численность вооруженных сил: 2,3 миллиона человек