ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ
 




Сделать стартовой
И еще...
Нарезка, сэр
Нет такого человека в музыкальном бизнесе, который бы не знал звукорежиссера Сергея Большакова. подробнее »
Воистину полетел
Первый Космонавт — существо высокой божественной природы. С ним связана особая иконографическая традиция: либо скафандр-нимб, либо военный китель с сотнями наград подробнее »
Рюкзак удачи
Тебе удалось сэкономить на новогодних подарках или родители выдали несколько купюр за закрытую сессию? Тогда ты можешь провести зимние каникулы... в Европе! Все больше людей смотрит на мир не только из окна и даже не через очки турфирм подробнее »
Дети ... и пасынки
Вдохновленная посланием Президента Российской Федерации газета «Re:Акция» предлагает временно заменить двуглавого орла в российском гербе на аиста. подробнее »
Некрогеополитика
Так ли страшно общество потребления, как мы его себе малюем? Нет ли в нем той самой «сермяжной правды», которую мучительно искал жестоко высмеянный коммунистическими сатириками почвенник Васисуалий Лоханкин? подробнее »

Главная » Архив » Номер 36 » Наши корпоративные университеты
Наши корпоративные университеты
Номер: №36, "Три раза "
(5 ноября 2007 — 15 ноября 2007)

Рубрика: Идея
Тема: Разбогатевший буратино забил на кукольный театр и открывает школу
От: RE:АКЦИЯ ,


От: Мария Перепада
 
Три раза ку
1. Свои КУ на базе российских высших учебных заведений уже открыли компании «Базовый элемент», «Русский алюминий», «Русснефть», АФК «Система».
2. В следующем году в МГУ будет создан факультет подготовки кадров для космической отрасли — КУ «Космос».
3. КУ «Макдоналдса» называется Hamburger University — Университет гамбургера.
 
 
В противостоянии государственных и коммерческих вузов появился «третий лишний»: корпоративные университеты. Подобно тому, как в средние века университеты возникали при монастырях (и главными в них считались богословские факультеты), нынешние корпоративные создаются мощными бизнес-структурами. Новая эпоха, новые ценности, новое образование. Акулы капитализма готовы вкладывать средства в подготовку персонала для своих отраслей.
Вопрос: чем будущие молодые специалисты расплатятся за возможность получить качественное высшее образование?
 
Я б в буржуйчики пошел, пусть меня научат
Вначале была АФК «Система» — корпорация, владеющая компаниями МТС, МГТС, SkyLink, «Интурист», «Московский банк реконструкции и развития» и еще кое-чем по мелочи. Она открыла свой корпоративный университет на базе МГУ одной из первых, в 2006 году. Это была Высшая школа управления и инноваций.
Обучение на факультете «Системы» (все корпоративные университеты в МГУ имеют статус факультетов) ведется по курсу «Менеджмент» и рассчитано на два года. Студенты получают фундаментальные теоретические знания и практические навыки управленческой деятельности. По окончании школы — государственная аттестация. Прошедшим ее выдается диплом МГУ с присвоением степени «Магистр менеджмента».
Поступить в Высшую школу управления и инноваций можно при нескольких условиях. Во-первых, нужно быть сотрудником АФК «Система». Во-вторых, нужно иметь законченное высшее образование (степень бакалавра или специалиста — не важно). Наконец, необходимо успешно пройти два вступительных испытания. Первое — собеседование по профессиональной ориентации и проверка знаний по английскому языку в соответствии с требованиями к уровню Pre-Intermediate. Второе — комплексный экзамен по экономике и управлению. Ну а официально зачисленным магистрант считается только после оплаты организацией первого года обучения. За тех, кто поступал в 2007 учебном году, «Система» платила по 180 тыс. рублей в год.
Зачисленным на обучение магистрантам предстоит изучать менеджмент ХХI века, прикладную экономику, маркетинг, правовую инфраструктуру бизнеса и даже такую заковыристую науку, как глобализация мирового хозяйства. Магистранты должны написать диссертацию по одной из следующих дисциплин: инновационное проектирование, управление рисками, управление интеллектуальной собственностью, маркетинг инноваций, стратегическое планирование инновационного бизнеса, венчурные фонды. Это то, что представляет стратегическую ценность для компании.
Здесь нет лекций и семинаров. Обучение базируется на анализе реальных рыночных ситуаций и на деловых играх. Все необходимое для занятий оборудование предоставляет АФК «Система»: ноутбуки для магистрантов, софт, интерактивная доска. Обучаются магистранты не по семестрам, а по модулям, которых три. После экзаменов каждого модуля проводится опрос магистрантов, которые говорят, что устраивает, а что не устраивает их в конкретном предмете. Обучение в школе ведется только очно. Это принципиально как для университетского руководства, так и руководителей «Системы».
 
Ответить трудно — догадаться легко
Пока в России есть еще как минимум один вуз, в котором есть еще как минимум один корпоративный университет. Речь об Институте цветных металлов и золота Сибирского федерального университета. Он является базой корпоративного университета ОАО «Русский алюминий».
В других регионах тоже идет работа. В Екатеринбурге Координационный совет по промышленной политике направил губернатору Эдуарду Росселю и председателю совета ректоров вузов Свердловской области Станиславу Набойченко предложения по улучшению качества высшего образования. Самое главное — создание отраслевых корпоративных университетов на базе мест­ных вузов.
Станут ли корпоративные университеты массовым явлением, зависит от крупных компаний. Осознает ли бизнес потребность в собственных учебных центрах, пока не ясно. Большинство из них все-таки продолжает отдавать предпочтение разовым тренингам, семинарам и курсам повышения квалификации. Кроме того, в серьезной образовательной среде до сих пор бытует предрассудок, что появление в вузе корпоративных университетов автоматически понижает престиж его дипломов. На чем он основан, ответить трудно, но догадаться легко. Не любят «люди науки» «людей бизнеса». За что не любят, ответить трудно, но догадаться легко.
 
Никуда вы не денетесь…
Корпоративные университеты — требование времени. Они выгодны всем. Но во-первых они выгодны вузам. Открывая корпоративные университеты, вузы получают хоть что-то от бизнеса. Полученные средства идут не только на обучение студентов самих корпоративных университетов, они используются и для обновления научной и технической баз вуза в целом. Кроме этого, корпоративные университеты, преподавателями которых часто становятся топ-менеджеры компании, охотно идут на эксперименты в учебной программе, делая упор на практические знания и технологические новинки. Опыт работы в реальных ситуациях конвертируется в учебные курсы.
Выгодны корпоративные университеты и компаниям. Вкладывая деньги в образование, они знают, за что платят. Учебные программы создаются при их участии, поэтому и специалистов они получают компетентных, обладающих именно теми навыками, которые нужны для работы.
Студентам корпоративные университеты дают возможность получить высшее образование бесплатно и работать по профилю в успешной компании (неуспешные компании своих корпоративных университетов обычно не открывают).
И, наконец, корпоративные университеты выгодны правительству, которое спит и видит, как бы не потратить на образование ни копейки.
Несмотря на все вышеперечисленные достоинства, есть у идеи корпоративных университетов и противники, которые жалуются на увеличение доли платного образования. Говорят, что корпоративные университеты — это еще один шаг в сторону коммерциализации высшей школы. Хотя это не совсем так. Во-первых, сокращение бюджетных мест — процесс, никак не связанный с появлением корпоративных университетов. А во-вторых, система, когда студент учится бесплатно, а вуз получает за него деньги, — удачная альтернатива коммерческому образованию. Особенно когда речь идет о получении бесплатного второго высшего, что невозможно по закону.
Сложив все плюсы новой концепции, даже скептик признает ее право на существование. Что ж поделаешь, раз время такое поганое и рулят в нем спекулянты да толстосумы, а не бескорыстные дрессировщики бактерий и строители ракет...
 
Корпоративные университеты: три модели
 
Подразделения корпораций
К этому типу можно отнести все корпоративные университеты, которые создаются непосредственно внутри компаний. Эти университеты не входят ни в один из рейтингов вузов, а их дипломы котируются лишь в самой организации. Как и в «нормальных» вузах, студентами сдаются экзамены, пишутся дипломные работы. Дипломы, которые пишут студенты таких вузов, очень узкоспецифичны и непременно связаны с актуальными для компании проблемами. Занятия проводятся несколько раз в неделю в вечернее время, а общий срок обучения может составлять 1-2 года. «Билайн» университет» — первый корпоративный университет этого типа, открытый отечественной компанией. Чтобы стать студентами университета, сотрудники компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») проходят собеседование и психологическое тестирование. При поступлении конкурс составляет примерно три человека на место, что говорит о популярности университета среди сотрудников компании. Занятия в «Билайн» университете» проходят 2-3 раза в неделю в вечернее время прямо в офисах компании.
 
Самостоятельные вузы
Отличительная особенность этого вида корпоративных университетов в том, что они по сути являются государственными вузами с оговоркой: готовят специалистов различных специальностей для определенной отрасли. По окончании обучения выпускники получают дипломы государственного образца. Обучение в таких вузах ведется по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Старейший корпоративный университет этого типа — РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Этот университет является базовым вузом нефтегазового комплекса России с 1930 года. Сейчас в университете есть девять факультетов. Обучение ведется как на бюджетной, так и на контрактной основе. Университет функционирует при активном участии таких нефтяных гигантов, как Газпром, Лукойл, Сибнефть. После завершения обучения выпускники университета могут начать работать в рамках отрасли, но возможность трудоустройства вне целевой отрасли вуза тоже остается.
 
Онлайн курсы
Этот тип корпоративных университетов предполагает обучение «без отрыва от производства» в полном смысле этого выражения. Для обучения персонала этим способом используется система E-Learning (продукт Microsoft), которая позволяет обучать одновременно большое количество сотрудников, а также сокращает расходы организации на проведение регулярных тренингов и семинаров. Этот вариант корпоративных университетов особенно удобен для очень крупных компаний с разветвленной сетью представительств в регионах и большим количеством сотрудников. Именно этот вариант оказался наиболее подходящим для ФК «Уралсиб». Решением проблемы обучения сотрудников в регионах стало внедрение корпоративной системы дистанционного обучения (КСДО) и открытие учебного интернет-портала (корпоративного университета) в 2004 году. Все дистанционные курсы в этом корпоративном университете являются мультимедийными. В них используются теоретическая часть, бизнес-кейсы, видеосюжеты, заканчиваются они тестами, интегрированными в программу. Все результаты прохождения курсов хранятся в системе и доступны не только сотруднику, но и его руководителю или HR-менеджеру, который, ориентируясь на них, может использовать результаты обучения при планировании карьеры работника.

Всего оценок: 6, средний балл: 4.7
» Комментарии

← Предыдущая статья Вернуться к содержанию Следующая статья →

Статьи рубрики:
» Корни и крона
» Зачем западу «независимое косово»?
» Чьи это поля, косовары?
» Netократии не будет
» Как люди не летают.




Оставить комментарий:
Ник:
E-mail:
Введите код, который вы видите на картинке:



Поиск
Rambler's Top100 © "RE:АКЦИЯ". Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19561 от 11.02.2005
При перепечатке материалов ссылка на reakcia.ru обязательна
Создание сайта - alsd.ru