ФОРУМАРХИВРАСПРОСТРАНЕНИЕНОВОСТИRE:ДАКЦИЯRE:КЛАМОДАТЕЛЯМКОНТАКТЫ

Сделать стартовой
И еще...
Министр благополучия и здравый смысл
Для того чтобы продемонстрировать обществу свою оппозиционность, теперь достаточно просто выйти на улицу с бутылкой минеральной воды «Боржоми» в руке. подробнее »
Соло для двоих
Хотя на сайтах знакомств многие по привычке пишут, что ищут «вторую половинку», никаких половинок уже не существует. Есть самодостаточные одиночки. Люди-синглы, которые выходят на охоту за деньгами и развлечениями с помощью клавиатуры подробнее »
Русский стандарт
Накал страстей в современном кинематографе можно искать только в попсовом мейнстриме американского проката или маргинальных жанрах. подробнее »
Накроет всех!
Этот текст мы публикуем не только из-за того, что номер выйдет к празднику Российской армии и ВМФ. Реформы в нашей стране медленно готовят, но проводят быстро. И уже скоро даже нынешние студенты смогут убедиться — служить придется всем. подробнее »
Принцессы для пастырей
Вместо короны они носят парики и шляпки, вместо длинных платьев со шлейфом — откровенные наряды с глубокимдекольте, вместо уроков вальса берут уроки клубного танца, вместо приемов во дворце устраивают шумные вечеринки в ночных клубах. подробнее »

Главная » Архив » Номер 19 » Код рождения? Известен!
Код рождения? Известен!
Номер: №19, "RE:ЙТИНГ "
(8 июня 2006 — 18 июня 2006)

Рубрика: Шестое чувство
Тема:
От: Людмила Корнетова,

Процесс расшифровки генома человека завершен. Дольше всего ученые бились над первой и самой длинной из 23 хромосом. Генов в ней почти вдвое больше, чем в остальных: она содержит 8 процентов всего генома. С ней связано и наибольшее число заболеваний. Для расшифровки потребовалось десять лет работы и труд сотен ученых со всего мира. Но в мае последовательность генов в первой хромосоме опубликовал журнал Nature.
Бывший руководитель закрытой ныне российской программы «Геном человека» академик Лев Киселев, узнав о публикации в Nature от корреспондента «Re:Акции», подтвердил, что теперь, наконец, существует намного более полная карта генетического кода человека. И хотя на ней еще есть «белые пятна» — участки, функции которых неясны и вряд ли будут изучены в ближайшие годы, — у генетиков наконец появилась возможность применять свои знания на практике. Иными словами, началась эпоха генных технологий. И перемены, которые она с собой несет, проявятся уже в самом обозримом будущем.

Паспорт интимных подробностей
Уже через пару десятков лет, году в 2030-м, у каждого вдобавок к удостоверению личности появится свой ДНК-паспорт. В этом уверен экс-руководитель международной программы «Геном человека» Джеймс Дьюи Уотсон. Экспериментальное генотипическое удостоверение личности уже разработано в Китае. Это цветной паспорт, по размеру примерно вдвое больше обычного.
В нем — 18 индивидуальных признаков ДНК (одинаковые встречаются только у однояйцовых близнецов), а также стандартная информация: фото, фамилия и имя, пол, год рождения и прочее. Пригодиться это может, например, в криминалистике — для определения личности преступника по отпечаткам пальцев, для опознавания останков. А для оформления нужны клетки организма человека, которые можно получить из капли крови, волоса, костей, зубов, мышечной и кожной ткани.
— Каждый человек в будущем сможет еще до рождения получить список тех своих наследственных особенностей, которые могут привести к каким-либо заболеваниям, — говорит заведующий лабораторией анализа генома Института общей генетики РАН Николай Янковский. — Правда, большинство заболеваний не определяются на сто процентов состоянием генетического материала, они провоцируются обстановкой, в которой человек живет.
Значит, вместе с ДНК-паспортом будут еще при рождении выдавать индивидуальные рекомендации, как жить и чего опасаться. Кому-то курить просто вредно, а кто-то только закурит — и будет рак. О таких особенностях своего организма, естественно, лучше знать заранее.
А сравнивая ДНК-паспорта двух родителей, медики будут видеть, какие дефектные гены их ребенок точно получит, какие ему могут передаться с высокой вероятностью, а каких болезней можно не опасаться вовсе. Заранее будет достоверно известно о возможности серьезных врожденных дефектов или пороков развития у детей.

Управа на СПИД и рак
Выяснив при помощи ДНК-диагностики потенциальные заболевания, их будут не просто лечить, а практически «исключать» при помощи чудодейственных лекарств. Введя пациенту здоровый вариант его дефектного гена, врачи смогут «переписывать» программу развития организма. Заменять участок генетического кода, ответственного за болезнь, на цепочку, где описано здоровое поведение.
Самые известные лекарства, уже сделанные с использованием ДНК-технологий сегодня, — инсулин, помогающий жить диабетикам по всему миру, и знаменитый иммуномодулятор интерферон.
Ученые не могут, конечно, называть точную дату появления лекарства от СПИДа, но ожидают этого довольно скоро. Ведь еще десять лет назад считали, что составить карту генетического кода человека нереально, хотя сейчас это сделано. Один из самых знаменитых американских генетиков Френсис Коллинз утверждает, что СПИД будет побежден через 30-40 лет.
Между 2010 и 2040 годами, по мнению ученых, станет возможным излечение минимум 25 наследственных заболеваний. Тогда же постепенно появятся средства, полностью излечивающие диабет, гипертонию, рак.
Коснутся перемены и качества жизни, о котором все чаще думают и говорят сегодня. Американские исследователи уже разрабатывают лекарство, которое поможет забывать неприятности, воздействуя на так называемый ген забвения.

Характер в истории болезни
Ученые изучали случай одной голландской семьи, где в нескольких поколениях мужчины были патологически агрессивны. Выяснилось, что есть ген, мутация которого ведет к появлению неисправимых злодеев. А есть люди, которых можно по праву называть генетическими оптимистами: у них хорошо работает ген, отвечающий за выделение серотонина, «вещества счастья». Те же, у кого этот ген с дефектом, склонны впадать в депрессию даже из-за мелочей.
Через 20-30 лет по анализу крови можно будет определять и многие черты характера, особенно темперамент и склонность к психическим отклонениям. Правда, тут точных диагнозов ждать не приходится: от генов это зависит только отчасти, а в большой степени определяется воспитанием, влиянием среды, другими внешними факторами. Человек с генетической предрасположенностью к риску может стать как вором, так и полицейским.
А склонность к авантюрам ученые успешно распознают уже сегодня. Больше всего «генетически рисковых» людей в Северной Америке (по разным подсчетам, от 40 до 70 процентов населения). Меньше всего врожденно отчаянных среди жителей Южной и Восточной Азии (менее 2 процентов). Генетики объясняют это тем, что современные американцы — потомки людей, когда-то рискнувших оставить родину и отправиться в неведомое завоевывать неосвоенные земли. Поэтому страна их потомков и сегодня генетически более других предрасположена к инициативным действиям.
Лекарства от большинства человеческих болезней — это лишь вопрос времени.
Собственно, двойную спираль ДНК, основание для всех текущих работ, открыли всего 50 лет назад, в 1953 году. Но главное, что волнует генетиков — этическая сторона их достижений. К примеру, противники введения ДНК-паспортов считают, что генетический код — слишком важная и интимная информация, чтобы доверять ее кому-то, кроме докторов. В США уже есть случаи, когда людям, чья расшифровка ДНК содержала информацию о дефектных генах, отказывали в работе. Наверняка не пожалеют денег на данные о геномах своих клиентов и страховые компании, чтобы отказывать в страховке потенциальным инвалидам. Если генотипические паспорта будут введены, грядет новая вспышка фашизма, разделение на «нормальных» и «дефектных», считают противники создания базы данных ДНК. Так что, похоже, генные технологии сулят не только расцвет медицины, но и возникновение новых, неожиданных сложностей в общественном устройстве.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СПОРНА: В ЧУЖОЕ ДЕЛО ЧЕРЕЗ ТЕЛО
После того как всем гражданам в принудительном порядке будет выдан ДНК-паспорт, некоторые фантастические, но — чисто теоретически (кто его знает, может, тараканы, желающие уничтожить галактику, действительно водятся?) — возможные трюки, которые мы видели в кино, станут решительно невозможны. И только наш отечественный «Дневной дозор» предлагает рецепт, неподвластный даже коду ДНК.

Фильм: «Семь», реж. Дэвид Финчер, 1995
Трюк: уничтожение отпечатков пальцев с самих пальцев.
Ситуация: маньяк (Кевин Спейси) совершает убийства по мотивам семи смертных грехов, описанных в Библии, предварительно отрезав себе подушечки пальцев, дабы раньше времени не угодить в руки полиции.

Фильм: «Без лица», реж. Джон Ву, 1997
Трюк: похищение чужого лица.
Ситуация: агент ФБР Шон Арчер (Николас Кейдж) восемь лет пытается поймать рецидивиста Кастора Троя (Джон Траволта). В итоге это ему удается, но перспектива заслуженного отпуска вновь под угрозой: прежде чем попасть в руки Арчера, Трой заложил биохимическую бомбу и со спокойной душой впал в кому. Арчеру приходится «примерить» лицо Троя и отправиться в тюрьму к его брату, дабы выпытать у него, где бомба. Сам Трой тем временем приходит в себя, находит чудотворца-хирурга и заставляет его пересадить себе лицо самого Арчера.

Фильм: «Особое мнение», реж. Стивен Спилберг, 2002
Трюк: пересадка глазных зрачков.
Ситуация: обвиненный в убийстве Джон Андертон (Том Круз) был вынужден обратиться к кустарному доктору, чтобы тот пересадил ему чужие глаза — в противном случае его тут же поймали бы вездесущие роботы, определяющие преступников как раз по сетчатке глаза. Настоящие глаза Андертон всегда носил с собой, поскольку только по ним он мог попасть обратно в Хранилище и восстановить справедливость.

Фильм: «Дневной дозор», реж. Тимур Бекмамбетов, 2006
Трюк: переселение душ.
Ситуация: нарушив баланс между темными и светлыми силами, Антон Городецкий (Константин Хабенский) с подачи своего начальника Гесера (Владимира Меньшова) вынужден скрываться от Дневного дозора в теле своей коллеги Ольги (Галина Тюнина).

ГЛАВНОЕ – НЕ РАЗМЕР, А УМЕНИЕ
В ходе реализации международного проекта «Геном человека» выяснилось: ДНК человека состоит примерно из такого же числа генов, как ДНК червяка или простейшей водоросли. Хотя еще пять лет назад, в 2001 году, ученые считали, что у человека должно быть не менее 100 тыс. генов. Сейчас ясно, что их у нас от 20 до 25 тыс. Дело не в количестве: просто в организме человека они очень хорошо используются. У червяка-нематоды, организм которого состоит из тысячи клеток, генов почти столько же — 19 тыс., а у мухи-дрозофиллы — 13,5 тыс. У бактерий, одной из простейших форм жизни — 4 тыс. генов.

Всего оценок: 1, средний балл: 5