Как замечательно: заходишь в книжный магазин, а там — новый Акунин. Называется «Инь и ян». Издательство «Захаров». Черно-белая обложка в старых добрых традициях. Ну и как такое не купить? Издатель, кстати, это тоже понимает — книга вышла смелым тиражом 70 тысяч экземпляров. И ведь разойдется.
Это классическая пьеса-детектив, в которой пропадает веер, наделенный разными магическими свойствами, совершаются убийства, а Эраст Фандорин все это расследует.
«ЛИДИЯ АНАТОЛЬЕВНА: Фандорин? Милый, не тот ли это молодой человек, о котором говорили в салоне у Одинцовой?
СТАНИСЛАВ ИОСИФОВИЧ: Да, вне всякого сомнения. Он ведь недавно вернулся с Востока. И наш Сигизмунд тоже много времени провел в Китае и Японии.
ДИКСОН: Что за господин Фандорин?
СТАНИСЛАВ ИОСИФОВИЧ: Чиновник, состоявший при его сиятельстве московском генерал-губернаторе. Молодой, но очень на виду».
То есть никаких открытий чудных нам не уготовано? Фандорин с его верным камердинером Масой, эксплуатируя проворство и мозги, ловят очередного злыдня? А вот и нет. Штука в том, что пьес тут не одна, а две. «Белая версия» и «черная». Из аннотации: «Один и тот же сюжет изложен в двух версиях, внешне похожих одна на другую, но принадлежащих к двум совершенно разным мирам».
Начать следует с «белой версии» (об этом, увы, нигде не сказано, и установлено это уже по ходу). Дойти до финала, перевернуть книгу наоборот и читать «черную». Даже не читать, а так, просматривать. Первое различие встретится на странице 23.
«Белая версия»:
«Входит Фандорин. Он в черном сюртуке, цилиндре, одна рука на черной перевязи, закованная в гипс».
«Черная версия»:
«Въезжает Фандорин на кресле-каталке. Он в черном сюртуке, цилиндре, одна нога закована в гипс».
Дальше можно расслабиться — разница еще будет лишь в том, что в одном случае Фандорин ходит, а в другом раскатывает на каталке. Лишь с 51-й страницы начнется оригинальное повествование.
Впрочем, надолго. «Белая версия» заканчивается на странице 86, а «черная» — на странице 90. Итого (включаем калькулятор) 86 + (90 — 50) = 126. Отнимаем два раза по восемь (оформление, выходные данные и пр.), получаем 110. Итог: 110 страниц авторского текста маленького, почти карманного формата. С большими полями. За 121 рубль.
А теперь — мораль. Вот для чего нужно становиться знаменитым. Чтобы спокойно почивать на лаврах (при этом не бездельничать, о нет, а просто заниматься тем, чем хочется), выдавая раз в году малюсенькую пьесу-повестушку с участием раскрученного персонажа. Которую, ясное дело, раскупят по цене полноценного романа. Ведь новый Акунин — это уже хорошо.
За эту науку Григорию Шалвовичу — наш нижайший поклон.
5 самых раскрученных сыщиков
• Шерлок Холмс (Конан Дойл). Кокаинист, скрипач, поклонник метода дедукции. Холост. Помощник — доктор Ватсон.
• Эркюль Пуаро (Агата Кристи). Эксцентричный старикашка с диковинными усами. Мечтает уйти на покой и выращивать кабачки. Холост. Помощник — отставной капитан Гастингс.
• Мисс Марпл (Агата Кристи). Уютная домашняя старушка. Увлечена вязанием. Старая дева. У нее много родственников и знакомых. Помощники не нужны.
• Ниро Вульф (Рекс Стаут). Эксцентричный толстяк, домосед, любитель пива и орхидей. Берет огромные гонорары. Холост. Помощник — мастер на все руки Арчи Гудвин.
• Перри Мейсон (Эрл Стенли Гарднер). Блистательный адвокат с авантюрным характером. Расследует дела подзащитных. Процессы не проигрывает. Холост. Помощница — секретарь Делла Стрит. Он в нее платонически влюблен.