Поэзия в наше время не самый популярный вид искусства, но и исследования по общей теории поля, например, тоже в некотором смысле сегодня не нужны. Однако это ни на йоту не девальвирует ценность научных изысканий. Равно то же самое – с некоммерческими видами искусства. Мы имеем дело с некоторым общим приращением культурного и интеллектуального багажа человечества. Он пойдет в дело не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. С другой стороны, нынешняя невостребованность поэзии – обстоятельство в большей степени случайное, чем неизбежное. Тут вопрос количества энергии, времени, сил и денег, которое в это вкладывается. Кроме денег, у нас со всеми этими вещами порядок.
В частности, когда мы выносим поэтическую акцию в клуб «Б2», который к поэзии никакого отношения не имеет – это некоторая попытка заинтересовать творчеством новый круг лиц.
Организаторам премии «Дебют» ежегодно присылают сорок тысяч писем со стихами. Такие письма идут год за годом, и это означает, что у людей присутствует идея, что поэтический способ высказывания жив. А степень жизнеспособности поэзии как таковой определяется уровнем текстов. В этом смысле последние полвека поэзия жива как никогда.
Сама по себе ситуация позитивная, плодотворная. Есть круг людей, занимающихся поэзией, культурой и искусством, которые находятся в интенсивном контакте друг с другом. Это в некотором смысле гораздо важнее, чем широкое читательское внимание, потому что широта аудитории и глубина понимания – понятия зачастую противоположные. Чем шире интерес, тем он поверхностнее. Чем глубже интерес, тем в более узком кругу он существует, но так работает культура. Это работа на прорыв, на развитие, на выход за пределы того, что мы уже знаем и понимаем.
Мы проводим фестиваль, потому что хотим сделать эту поэзию более доступной тем людям, которые способны ее понять. Общая идея в том, чтобы каждый раз делать новый шаг по направлению к читателю.